Методика формирования семьи воспитательницы. Семья воспитательница с маткой


Семья воспитательница: подготовка и формирование маток

РойПчёл О пчелах 

Пчеловод должен создать хорошие условия, в которых будет выращивать личинок матки, куколок. Учеными доказано, что молодые пчелы подаются воспитанию, поэтому формирование семьи воспитательницы играет важную роль.

Решающая роль в получении полноценных маток принадлежит семье-воспитательнице, которая подбирается на пасеке из числа самых лучших семей

Решающая роль в получении полноценных маток принадлежит семье-воспитательнице, которая подбирается на пасеке из числа самых лучших семей

Пчелы-кормилицы часто берут личинок с других семей, выкармливают их маточным молочком, так немного меняется наследственность, личинки приобретают черты, которые имеет семья воспитательница. Какой будет молодая матка, зависит не только от родителей, но и от семьи, в которой она воспитывается.

Этапы подготовки семьи-воспитательницы

  1. Семья воспитательница готовится спустя 3 дня после того, как начала откладывать яйца в соты, которые устанавливают в семье матки. Делается это за один день, как появятся однодневные племенные личинки.
  2. В семье пчел нужно создать условия сиротства, избавиться от матки и всего открытого расплода.
  3. Обращайте внимание на соты, если вы пропустите яйца или личинки, пчелы начнут закладывать свищи. В данном случае личинки, которых вы хотите поставить на воспитание, будут не приняты.
  4. Воспитательница должна иметь расплод, чтобы поддерживать оптимальную температуру в гнезде. Если в семье пчел находиться запечатанный, температура достигает около 35 градусов. Когда расплод отсутствует, температура резко падает не больше 33 градусов. Качество маток, который воспитываются, зависит от того, есть ли запечатанный расплод.
  5. Эффективный вывод маток в тех семьях, где есть расплод разного возраста.
  6. Пчеловодство до сих пор не разработало технику искусственного вывода маток, когда готовиться семья пчел для воспитания. Часто нужно предварительно избавиться от открытого расплода, и оставить закрытый.
  7. Когда формируются гнезда в семье пчел, тяжело найти рамки, чтобы на них был только запечатанный расплод. Так работа осложняется, смешивать расплод нельзя.
  8. Добиться того, чтобы в гнезде находились только рамки, которые содержат запечатанный расплод, можно, для этого нужно за две недели перед формированием воспитательниц, разделить гнездо напополам, используя разделительную решетку, прикрепить ее на специальную раму. В одну часть помещаются рамки с открытым расплодом, в другую матка с рамками. Спустя 9 дней расплод уже будет запечатанным, рамки остаются в воспитательнице и превращаются в полноценную семью.

Подготовка семьи воспитательницы при раннем маточном выводе

Чтобы семья пчел не ослабла из-за отбора отводка, необходимо рамки, в которых содержится открытый расплод, поместить в другую семью, не забыть их пометить. Матка помещается в отводок, который создают с пчел, берутся они только из сильных семей.

Когда у воспитательницы будет обеспечено сиротство, необходимо укомплектовать гнезда.

Бывают случаи, что рамок не хватает, в данной ситуации нужно добавить новые, в них добавить пергу или мед. Гнездо должно быть полностью укомплектовано, оно должно покрываться пчелами.

Маточные личинки будут достаточно выкормлены только в том случаи, если в семье воспитательнице будет мед, перга, запечатанный расплод. В одной должно быть не меньше, чем 7 улочек с пчелами, две рамки. Оптимальное количество меда – 10 кг и перга, достаточно двух рамок.

Запечатанный расплод на рамках устанавливается один за одним, между ними пчеловоды ставят рамку с личинками племенного вида. Не забудьте позаботиться об утеплении гнезда.

Влияние наличия запечатанного расплода в гнезде семьи-воспитательницы на вес воспитываемых маток

Сроки пребывания запечатанного расплода в семье воспитательницеСредний вес матки (грамм)
В течении всего периода выращивания маток192,7
Только до запечатывания маточников183,0
Запечатанного расплода не было совсем172,6
Прививочная рамка в семье воспитательнице

Прививочная рамка в семье воспитательнице

Нельзя, чтобы подготовленная воспитательница долгое время была сиротой, это грозит тем, что пчелы начнут разлетаться по соседним ульям. Чтобы предотвратить потерю пчел, все нужно подготавливать вечером, утром добавляются личинки, которые будут воспитываться.

Способ формирования — без удаления маток

Если вы решили воспользоваться способом без удаления маток, вам потребуются сильные пчелы. Важно, чтобы подготовка семьи воспитательницы была на высшем уровне. Сначала нужно нарастить силу пчел, которые готовятся к зимовке, потом разобраться с маткой.

Увеличить силу семьи можно при таких факторах:

  1. Если глава семейства хорошо развитая.
  2. Наличие осеннего медосбора.
  3. Должно быть обеспечено необходимое количество ячеек для пчел.
  4. Использование подкормки, если отсутствует нектар.
  5. В гнезде находится большое количество углеводов, белка.

Увеличивать семью нужно только с помощью сильных семей, старая глава семейства в них остается. Существуют разные способы объединения пчел. В вечернее время подсадить насекомых в улья, предварительно обрабатывая их пахучим веществом эфирным мятным маслом или камфорным. После соединяют. Можно усилить семью с помощью здоровой семьи донора.

Весенний вывод маткой начинается только после того, как полностью заменили пчел, которые старые и перезимовали. Все важно провести вовремя, окончить не позже середины мая.

Трутневые личинки

Трутневые личинки

После того как вы сменили старых пчел, и появились трутневые личинки, формируется семья для воспитания. Ускориться можно с помощью ранней выставки пчел весной, защитить пасеку от ветров, утеплить гнезда, нужно использовать вывод матки.

Методы формирования семьи-воспитательницы

  1. Подготовить безматочную семью воспитательницу, в которой расплод разного возраста. Методом пользуются в том случаи, если желают осуществить вывод маток в небольшом количестве. Выращивают около 4 групп маточников. Если усиливать расплодом, воспитательницы хватит на весь сезон. Пчелы в новом гнезде, должны обсидеть все соты. На противоположную стенку улья необходимо установить соты с медом, также добавить пергу и расплод. В центре устанавливается печатный расплод. Прививочная рамка устанавливается тихо, чтобы не потревожить пчел, она будет находиться до 10 дней. Спустя каждых 3 дня, добавляются маточники. Спустя неделю проверяется наличие свищевых маточников на рамке.
  2. Сформировать воспитательницу, не используя матку и открытый расплод. Способ необходимо применят, если у вас непрерывный вывод маток. Даже если нет ячеек с открытым расплодом, матка нормально воспринимает личинки, выкармливает их. Формируется за день перед тем, как буду привиты личинки. Предварительно нужно отобрать матку с отрытым расплодом, гнездо сокращается, оставьте несколько свободных сотов. Семья без проблем принимает личинок для воспитания. Расплод получают после отделения матки, для этого используют разделительную решетку. Соты, на которых открытый расплод, необходимо перенести в другой корпус, матка изолируется по бокам. В центральную часть помещают соты рядом с едой.
  3. Формируется воспитательница, используя расплод разного возраста и матку. Не используется метод осиротения. Для разделения используют разделительную решетку. Вывод маток будет в том месте, где решетка отсутствует. Пчеловоды не используют этот метод, вывод матки является неполноценным, лучше всего его комбинировать с другими способами.

Сформировать место, где вы будете выращивать маток несложно, все зависит от того, какой способ вы выберите:

  • Поместить в улей несколько семей, разделить решеткой. Способом пользуются, если пчелы очень слабые. Одна матка отбирается, сюда ставиться прививочная рамка.
  • Изоляция матки в нижний корпус или другой отделение. Расплод, который берется с гнезда, необходимо расставить рамки так, чтобы с разных сторон были соты.
  • Семью – воспитательницу можно усилить, используя печатный расплод, который берется с другого улья. Там, где выращивается глава семейства, переносятся соты, в них должен быть отрытый расплод.

С вышеописанного можно сделать вывод, что пчелиная семья должна отличаться своей силой. Обязательно в ее состав должна входить пчелиная матка, небольшое количество открытого, печатного расплода. Так можно выкормить личинки маток.

Пчеловоды советуют сочетать семью «стартер» с воспитательницей, не забывать за ту, что уже сформированная, имеет матку. Так можно получить высококачественных, здоровых неплодных маток, сколько вам необходимо. Не забывайте запасаться медом, пергой, понадобится поставить сахарный сироп. Данный способ популярен среди пчеловодов, с помощью его можно сформировать качественную семью воспитательницу.

Необходимо учитывать, что долгое время нельзя пчел держать в сиротстве, так они начнут искать другие места, где им поселиться. Подготовка осуществляется вечером, только утром подсаживаются личинки.

roypchel.ru

Новый способ формирования семьи-воспитательницы при выводе маток » Airbees

Получение большого количества маточников и неплодных маток от одной семьи-воспитательницы имеет большое значение для матковывод­ных хозяйств. Повышение выхода маточников от семьи-воспитательни­цы поможет снизить стоимость ма­ток и освободит большое число пче­линых семей от необходимости вос­питывать маток.

В основу испытанного нами спо­соба вскармливания маточных личи­нок и увеличения выхода маточни­ков от одной семьи-воспитательницы положено следующее.

1.  Сильная пчелиная семья обла­дает большой способностью к вскарм­ливанию личинок и воспитанию расплода, так как имеет много пчел-кормилиц, выделяющих молочко. Известно, что сильная семья летом может выкармливать одновременно по 18—22 тыс. и больше пчелиных личинок.

2.  Семьи иранских, закавказских и северокавказских пчел в период роения закладывают 150—300 и больше маточников.

Вскармливание такого большого количества маточных личинок осу­ществляется пчелами с одновремен­ным кормлением молочком несколь­ких тысяч пчелиных и трутневых ли­чинок.

В пчеловодной литературе реко­мендуется давать семье-воспитатель­нице 40—60 личинок на маточное вскармливание. Получение 20— 30 маточников от семьи-воспитатель­ницы считается нормальным.

Мы считаем, что при столь не­большом числе вскармливаемых ма­точных личинок далеко не исполь­зуются все возможности семьи-воопитательницы, ее огромная спо­собность к воспитанию маток.

Простое увеличение числа личи­нок, подставляемых в семью-воспи­тательницу, не давало заметных результатов. Так, например, при даче 60 личинок на маточное воспитание семье-воспитательнице мы получали в лучшем случае 57—58 маточни­ков; увеличение же количества при­виваемых -личинок на маточное вос­питание до 75—100—120 давало прибавку лишь на 3—5—7 маточни­ков.

Повторная дача личинок на вто­рой-третий день после принятия на маточное вскармливание первой партии приводила к получению лишь 11 —16 маточников. Причиной, ме­шающей получению большего выхо­да маточников, была низкая прием­ка личинок на маточное воспитание семьей-воспитательницей.

Дальнейшее изыскание возможно­стей к увеличению приемки личинок на маточное воспитание привело нас к разработке нового метода форми­рования семьи-воспитательницы.

 

Отбор и подготовка семьи-воспитательницы

Выбору семьи-воспитательницы мы придаем исключительное значение; она является не только колыбелью воспитываемых маточных личинок, но и могучим средством направлен­ного воздействия на выращиваемых маток.

Воспитательница должна быть сильной, высокопродуктивной,хозяй­ственно ценной семьей, обладающей нужными хозяйственными и биоло­гическими признаками. Кроме того, воспитательница должна иметь по­лезные признаки, которых недостает у племенной семьи, от которой бе­рутся личинки на маточное воспита­ние. В этом случае сумма полезных качеств, передаваемых по наследству маткам-дочерям, будет увеличена за счет воспитательницы.

При подборе воспитательницы cле­дует отдавать предпочтение семьям, отличающимся строительной энергией и хорошей побелкой гнезда, а также повышенной склонностью к отстройке трутневых ячеек и вос­питанию трутневого расплода. Такие семьи, по нашим наблюдениям, боль­ше принимают личинок на маточное воспитание и хорошо вскармли­вают их.

Отобранные семьи за 15 дней до выращивания маток мы ставим «на откорм» и приводим в роевое со­стояние. Постановкой «на откорм» мы стремимся повысить содержание белка в организме пчел и вызвать у них обильное выделение молочка, что необходимо для лучшего пита­ния и вскармливания большого ко­личества маточных личинок.

Поставленная «на откорм» пчели­ная семья, при наличии в гнезде 8—10 кг меда, двух рамок с пергой и взятка в природе, ежедневно под­кармливается кормом, состоящим из медоперговой массы, разбавленной витаминизированным сиропом. Корм дается ежедневно на ночь по 0,7 кг. При отсутствии цветочной пыльцы и перги мы используем медо-молочновитаминный корм. Две ча­сти севшего меда разводим в одной части витаминизированного настоя и к полученному сиропу добавляем 20% процеженного цельного свеже­го молока.

Хорошим кормом следует считать медовый сироп с хлебными дрожжа­ми. Опытное кормление, проведенное нами в 1951 г., показало большую эффективность такой подкормки.

В сжатом гнезде и при обильном кормлении мы добиваемся накопле­ния большого количества расплода в наименьшем числе рамок, а также выращивания упитанных пчел — бу­дущих кормилиц.

В свою очередь эти условия сти­мулируют выработку молочка пче­лами и создают в семье предпосыл­ки к роевому состоянию и закладке маточников.

Очень важно в подготовляемой семье накопить не только много полноценного расплода, но и до­стичь сплошного (компактного) его размещения на сотах.

 

Формирование и  использование семьи-воспитательницы

Для каждой семьи-воспитательни­цы мы предварительно подготовляем улей-лежак следующим образом.

В середине улья отгораживаем двумя глухими фанерными перего­родками отделение 125 мм шириной на   3 рамки   (рис. 1).   В   передней стенке улья этого отделения устраи­ваем леток 10 см шириной. С обеих сторон среднего отделения разме­щаем два больших отделения на 6 рамок каждое, отгораживаемое с боков вставными досками. Проме­жутки между вставными досками и боковыми стенками улья заполняем плотным слоем ваты или другим теплоизолирующим материалом.

 

 

Рис. 1. Улей-лежак,   подготовлен­ный,   для формирования  семьи-вос­питательницы:

а — среднее отделение для приемщиц; б — боковые отделения, предназначенные для воспитывающей группы пчел; в — теплоизо­ляционная прослойка из ваты; г — леток среднего  отделения.

Летки в двух боковых отделениях делаем в задней стенке улья.

К формированию семьи-воспита­тельницы приступаем с часу дня.

Подготовленную семью убираем с колышков и ставим рядом на землю, а на ее место ставим улей-лежак с тремя отделениями с таким расчетом, чтобы леток среднего от­деления находился на месте летка прежнего улья. Летки двух боковых отделений в таком случае будут обращены в противоположную сто­рону.

В среднее отделение лежака ста­вим    две    полноценные     кормовые

рамки, с медом и пергой. Отделе­ние сверху прикрываем потолком. Возвращающиеся с работы пчелы с нектаром и пыльцой соберутся в среднее отделение. В это отделе­ние стряхиваем одну рамку с мо­лодыми пчелами.

Матку вместе с рамкой и пчела­ми, находящимися на ней, перено­сим в одно из боковых отделений улья. Туда же добавляем еще одну рамку с пчелами и расплодом млад­шего возраста (кормилиц).

Оставшиеся в расформировывае­мом улье рамки с печатным распло­дом и личинками старшего возраста, мед и пчел переносим в два боковых отделения лежака, распределяя все это поровну.

Улей-лежак с семьей-воспитатель­ницей мы прикрываем потолком, несколькими слоями газет и ватной подушкой. Весной улей с семьей-воспитательницей тщательно утепля­ем еще и снаружи, обертывая его в несколько слоев бумаги и слоем толя, прикрепляемых металлически­ми кнопками или деревянными планками. Под дно улья настилаем слой сухих листьев.

Для уменьшения слета пчел стар­шего возраста из двух боковых от­делений в среднее применяем маски­ровку и другие приемы. При скоп­лении большого количества пчел в среднем отделении вечером часть их расселяем по боковым отделе­ниям. Таким формированием (рас­селением пчел) мы достигаем обра­зования в семье-воспитательнице двух групп пчел.

1.  Пчелы среднего отделения бу­дут составлять группу лётных пчел. Их назначение принимать личинок на маточное вскармливание. Имея большое количество пчел, в том числе молодых, обильные корма, уплотненное содержание и абсолют­ное сиротство (матка и расплод от­сутствуют), они хорошо принимают личинок на маточное воспитание.

2.  Пчелы боковых отделений вы­полняют функцию вскармливания принятых на маточное воспитание личинок, передаваемых этой группе от   приемщицы.   Наличие   большого количества откормленных пчел плюс обилие кормов в гнезде дают возможность этой группе пчел успешно воспитывать маточных личинок.

Опыт показал, что наличие в со­ставе семьи-приемщицы пчел преи­мущественно старшего возраста обеспечивает хорошую приемку ли­чинок и, наоборот, преобладание молодых пчел в воспитывающей группе положительно влияет на вы­кормку маточных личинок.

Как только сформированная се­мья успокоится и вечером почув­ствует безматочность, мы даем при­емщице маточную рамку с 60 моло­дыми личинками (в возрасте 12— 24 часов). Маточную рамку ставим в среднее отделение между двумя кормовыми рамками. Одновременно в каждое отделение воспитательной группы пчел даем по 60 личинок в рамках-питомниках.

Маточную зарядку воспитывающей группе даем только при раздаче первой партии личинок.

На следующие сутки в 11—12 ча­сов дня мы осматриваем воспита­тельницу и подсчитываем количество принятых личинок на маточное вос­питание в обеих группах. Затем ма­точники с принятыми личинками переставляем из среднего отделе­ния с приемщицами в воспитываю­щую группу, в одно из отделений, где было принято меньше личинок. Освобожденное от маточников сред­нее отделение оставляем в таком положении, чтобы семья почувство­вала сиротство.

Вечером этого же дня даем приемщице новую партию в 60 ли­чинок на маточную приемку. На следующий день производим провер­ку количества принятых личинок и передаем их на воспитание в одно из боковых отделений улья.

Вечером того же дня в среднее отделение с приемщицами даем третью партию личинок на приемку.

В последующие дни такая опера­ция осуществляется в том же по­рядке. За 7—8 дней семья-воспита­тельница при этом методе дает 360—400 деловых  маточников.

 

Новый способ формирования семьи-воспитательницы при выводе матокВыход маточников   в   семье-воспитательнице, сформированной   по   новому методу

Первая партия принятых личинок к концу пятых суток будет состоять из запечатанных маточников. На шестые сутки печатные маточники мы передаем в инкубатор или в семью-обогревательницу на дозрева­ние.

Весь период выращивания ма­точных личинок обе группы, и при­емщиц и воспитательниц, мы еже­дневно подкармливаем белково-витаминным кормом.

Кормлению семьи-воспитательни­цы мы придаем исключительное зна­чение. Используя продуктивный корм в обильном количестве и пра­вильно скармливая его, мы этим са­мым усиливаем потребление корма пчелами, поддерживаем упитанность пчел, стимулируем деятельность верхнечелюстных желез и влияем положительно на поддержание тем­пературного режима гнезда.

Все это хорошо сказывается на формообразовании и природе бу­дущих маток. В этом сила нашего воздействия и направленного мичу­ринского воспитания.

На пятые-шестые сутки воспита­тельной группе в оба отделения сле­дует дать по рамке с открытым рас­плодом из отделения с маткой.

 

Перевод семьи-воспитательницы на двухгрупповое содержание на время выращивания маток может быть по второму варианту осуще­ствлен следующим образом.

Пустой улей-лежак делим глухой перегородкой на два отделения — малое и большое.

На расстоянии 10 см от боковой стенки улья ставим вставную доску и промежуток между доской и стен­кой улья заполняем ватой. Рядом устраиваем отделение для приемоч­ной группы пчел на 3 рамки, для чего, отступя от вставной доски на 125 мм, устанавливаем вторую пере­городку. Рядом размещаем отделе­ние для воспитывающей группы на 10 рамок. Это отделение ограждаем сбоку вставной доской и теплоизо­лирующей прослойкой.

Леток группы пчел-приемщиц устраиваем в передней стенке улья посредине отделения; леток воспи­тывающей группы — в передней стенке рядом с вставной доской (рис. 2).

Улей ставим на место снятого с колышков улья, так чтобы леток ма­лого отделения занимал положение летка ранее стоявшего улья.

В малом отделении помещаются пчелы-приемщицы, в большом — воспитательная группа. В данном случае воспитывающая группа раз­мещается в одном отделении и со­ставляет одно целое.

При большом перелете лётных пчел в отделение с приемщицами улей отодвигаем немного влево. В этом случае расселение пчел стар­шего возраста   между  отделениями осуществляется равномернее и необ­ходимость в маскировке летков от­падает.

 

Новый способ формирования семьи-воспитательницы при выводе матокРис. 2. Улей-лежак,  подготовлен­ный для  формирования  семьи-вос­питательницы    по    второму    ва­рианту:

а — отделение для приемочной группы; б — отделение для воспитывающей группы; в — теплоизолирующая прослойка из ваты; г — леток приемщицы; д — леток воспиты­вающей группы.

 

Новый способ формирования семьи-воспитательницы при выводе маток

Рис. 3.  Сформированная семья-вос­питательница (вариант  второй):

I — отделение приемщицы: Л — рамка-пи­томник с привитыми личинками; Я — кор­мовые рамки; II — отделение воспитываю­щей группы: К — кормовые рамки; Л — рамки-питомники с принятыми личинками на маточное воспитание.

 

Использование семьи-воспитатель­ницы проводим в том же порядке, как описано выше.

После 10—14 дней использования семьи-воспитательницы и получения от нее 360—400 маточников она восстанавливается как обычная семья. Возвратив семье матку, ее ставим  на отдых  и восстановление.

Объединение семьи и подсадку матки делаем так. К концу дня пе­ред летком улья кладем наклонно один лист фанеры, край которой опущен на землю, а другой — на прилетную доску. Пчел подкуриваем дымом и, выждав 10—15 минут, по­ка они наполнят зобики медом, перегородки из улья удаляем. Затем всех пчел с рамок стряхиваем на лист фанеры, а рамки возвращаем в улей, формируя при этом гнездо.

Как только пчелы сплошной мас­сой направятся в улей, мы слегка обрызгиваем их водой из пульвери­затора и пускаем матку. Пчелы с маткой заходят через леток в улей и размещаются на рамках. Пчелы при этом соединяются без драки и хорошо принимают матку. Направ­ляясь к летку улья оплошной мас­сой, пчелы, приподняв брюшко, уси­ленно выделяют запах пахучих же­лез. Восприняв одинаковый запах, пчелы и матка успешно соеди­няются.

Дней через 15 семья вновь вклю­чается в воспитательную деятель­ность.

Новый способ подготовки и фор­мирования семьи-воспитательницы с разделением ее на две группы- — приемщиц и воспитательницы — имеет следующие достоинства.

1.  Открылась возможность к по­лучению 1,5 тыс. и больше маточни­ков и неплодных маток от одной семьи за сезон.

2.  Уменьшилась в 8—10 раз по­требность в семьях-воспитательни­цах.

3.  Снизилась себестоимость ма­ток.

От редакции. Способ вывода ма­ток, предлагаемый т. Шишикиным, оригинальный и заслуживает внима­ния пчеловодов матковыводных па­сек. Однако в погоне за количеством маток нельзя забывать об их каче­стве. Рядом опытов установлено, что при большом количестве воспи­тываемых семьей-воспитательницей маточных личинок качество их сни­жается. Поэтому прежде чем широ­ко применять описанный способ, необходимо провести точную оценку качества получаемых маток, т. е. их яйценоскость и способность созда­вать сильные семьи.

Е.   А.   ШИШИКИН Директор Азербайджанского  госплемрассадника пчел

Журнал „Пчеловодство”, № 8, Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, Москва, 1952 г.

<<В начало раздела

 

Обсудить на форуме>>

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

www.airbees.com

Подготовка семей к выводу маток

Главное и необходимое условие для успешного получения маток - использование для этих целей очень сильных семей. Подготовке таких семей необходимо уделять особое внимание.

Главное и необходимое условие для успешного получения маток - использование для этих целей очень сильных семей. Подготовке таких семей необходимо уделять особое внимание. Эту работу обычно начинают в предшествующем году с целью наращивания силы пчелиных семей, идущих в зимовку.

Основными факторами, способствующими увеличению силы семей являются:

  • а) наличие хорошей матки;
  • б) позднелетний и осенний поддерживающий медосбор;
  • в) наличие достаточного количества пчелиных ячеек для яйцекладки;
  • г) применение стимулирующей подкормки при отсутствии приноса нектара;
  • д) наличие в гнезде достаточного количества углеводного и белкового корма.

При недостаточно эффективном влиянии этих факторов пчелиные семьи можно усилить за счет других семей и довести их до нужных кондиций. Усиление семей должно осуществляться за счет хороших и здоровых семей. Обычно это нормальные семьи, но со старыми матками, которых не успели сменить в течение сезона. За счет них сила семей доводится до 10-12 улочек.

Объединить пчел из разных семей можно следующим образом. Накануне вечером в оба улья с целью придания одинакового запаха помещают какое-либо пахучее вещество, например картон, смоченный мятными каплями, кусочек камфоры и т.п. Из семьи, которую намечают расформировать, заранее удаляют матку, чтобы пчелы почувствовали сиротство. Лучше, чтобы в таком состоянии пчелиная семья пробыла не менее суток. Объединять семьи лучше всего вечером.

Хорошие результаты усиления семей пчел в зиму дает их подсиливание за счет расплода от здоровых семей-доноров, предназначенных для выбраковки. Создав перед зимовкой сильные семьи, необходимо предусмотреть следующие мероприятия, от которых зависит успех зимовки:

  • а) дать профилактическую подкормку против нозематоза;
  • б) проверить мед на наличие пади и ядохимикатов;
  • в) обеспечить кормом, не подверженным кристаллизации.

Весной вывод маток можно начинать только после полной замены старых перезимовавших пчел на молодых весенних. Этот процесс в нормальных семьях обычно завершается к середине, а в сильных к началу мая. Однако его можно ускорить путем соответствующих мероприятий, таких как ранняя выставка пчел из зимовника, защита пасеки и ульев от ветра, утепление гнезд, создание обильных запасов белкового и углеводного корма в гнездах.

После смены старых перезимовавших пчел и появления печатного трутневого расплода можно приступать к формированию семей-воспитательниц. В каждой такой семье Должно быть не менее 2,5 кг пчел (10 ул.) и при отсутствии поддерживающего весеннего медосбора 8-10 кг меда и 2-3 рамки с пергой. Существует несколько способов формирования.

1. Подготовка безматочной семьи-воспитательницы с разновозрастным расплодом

Данный способ используется при получении небольшого количества маток, т.к. такая семья может вырастить только 3-4 партии маточников, которые находятся в семье от момента прививки и до выхода маток. При периодическом подсиливании расплодом этот срок можно увеличивать и использовать семью-воспитательницу в течение всего сезона. От семьи за 6-24 часа до постановки прививочной рамки отбирают матку и проверяют, нет ли на сотах роевых маточников. При этом формируют гнездо таким образом, чтобы пчелы плотно обсиживали все оставленные в гнезде соты. У противоположных стенок улья ставят медовые соты, затем с пергой и расплодом, а в центре между печатным расплодом оставляют широкую улочку до 30 мм, так называемый «колодец» т.е. место для постановки в нее прививочной рамки с личинками. В такой широкой улочке накапливается большое количество молодых пчел-кормилиц, которые при постановке прививочной рамки сразу же начинают кормить личинок. Прививочную рамку надо ставить осторожно, чтобы не потревожить собравшихся в «колодце» пчел. Оптимальное время постановки первой прививочной рамки с племенными личинками после отбора матки определяют по следующим признакам: семья шумит, пчелы бегают по передней стенке в поисках матки. Прививочная рамка находится в семье в течение всего периода развития маток (10 дней) с момента постановки до отбора маточников. Через каждые 3 дня дают новую партию маточников, так что в семье постоянно находится 3 прививочных рамки. Эти семьи-воспитательницы каждые 6-7 дней получают из других семей 1-2 сота с открытым расплодом. Благодаря этому они постоянно подсиливаются, а присутствие молодых личинок сдерживает появление трутовок. Через 7-8 дней с момента отбора матки необходимо очень внимательно проверить - нет ли свищевых маточников на рамках с расплодом. Их удаляют с тем, чтобы случайно вышедшая свищевая матка не уничтожила маточники. Пропущенный один-единственный маточник сведет на нет все труды матковода. На десятый день рамка с печатными маточниками извлекается и используется по назначению.

2. Подготовка семьи-воспитательницы без матки и открытого расплода

Такие семьи-воспитательницы используют при непрерывном выводе маток. Не имея ни одной ячейки открытого расплода, она очень хорошо принимает личинок и начинает их кормить. Отсутствие открытого расплода приводит к уменьшению пчел-кормилиц, что ведет к недостаточно обильному кормлению принятых на маточное воспитание личинок. Поэтому такую семью-воспитательницу, часто называемую «стартером», ежедневно используют только для приема маточных зачатков в течение 7-10 дней. Однако, это не значит, что любая семья-«стартер» должна принимать личинок именно в течение этого срока. Все зависит от особенностей семьи, поэтому нужно прекращать ее использование при сокращении приема личинок на маточное воспитание. Таким семьям дают личинок только для их приема и через 20-24 часа прививочную рамку с принятыми личинками отбирают и ставят в обычную семью-воспитательницу, описанную выше, с открытым и печатным расплодом, а взамен через 5-6 часов подставляют следующую.

Семья-«стартер» формируется за сутки до прививки личинок из семьи, имеющей не менее 8 улочек пчел, следующим образом. Матку и весь открытый расплод отбирают, гнездо максимально сокращают, оставляют всего 5-6 сотов, два из которых медовые, а остальные либо с печатным расплодом, либо вовсе без него. Такие семьи принимают на воспитание значительно больше личинок, чем семьи с открытым расплодом. Печатный расплод можно получить, отделив матку за 9 дней до необходимого срока с помощью разделительной решетки. Для этого соты с открытым расплодом помещают во второй корпус или же соты оставляют на месте, а матку изолируют в боковом отделении за разделительной решеткой. Это отделение может иметь 3-4 рамки; в центр помещают сот с расплодом на выходе, а по обе стороны от него светло-коричневые соты с небольшим количеством корма и яиц.

3. Подготовка семьи-воспитательницы без матки и расплода

При получении крупной партии маток используют так называемый роевой ящик, который также является способом «стартера». Для этого можно использовать любой фанерный ящик, вмещающий 3-5 сотов и имеющий снизу вентиляционную сетку, но без летка. В ящик ставят соты с распечатанным медом и пергой, а также дают немного воды или в соты заливают жидкий сахарный сироп. Затем в роевой ящик, если он рассчитан на 3 рамки, стряхивают пчел-кормилиц с 6-9 хорошо обсиживаемых сотов одной или нескольких семей. Количество используемых пчел колеблется в зависимости от сезона: весной, когда внешняя температура еще низкая, пчел требуется больше, позднее - меньше. В образованный таким образом «рой» дают в клеточке матку или сот с открытым расплодом, чтобы он успокоился и ставят в прохладное темное место и выдерживают ночь, но можно оставить и на 2 ночи. После этого удаляют матку или расплод, ставят между рамками по 2 прививочные рамки с личинками и дают порцию сахарного сиропа. Через 24 часа прививочные рамки с маточниками отбирают. Одновременно, если нужно дают вторую, затем еще и третью партию маточников, количество личинок сокращают. Через 3 дня семью-«стартер» .расформировывают, пчел используют для подсиливания семей-воспитательниц, формирования .нуклеусов или же сажают в улей и дают матку.

Важно отметить, что использование способа стартера, позволяет добиться очень хорошего приема племенных личинок на воспитание. Обычно прием их составляет 80- 90% , тогда как прием в семьях-воспитательницах с открытым расплодом обычно составляет в среднем 50-60% , а иногда и того меньше. Поэтому способ «стартера» является прогрессивным приемом и его необходимо применять при промышленном выводе маток.

4. Подготовка семьи-воспитательницы с маткой и разновозрастным расплодом.

В отличие от предыдущих этот способ основан не на осиротении семьи. Разделяя семью с помощью разделительной решетки, мы тем самым побуждаем пчел выводить маток в той части улья, где ее нет и пройти туда она не может.

Доктор К. К. Миллер утверждает, что он первый нашел принцип этого способа. Он получил маток в 4-х ульях с помощью надставок отделенных посредством холста с отверстиями.

Однако, первым применил разделительную решетку для вывода маток американский исследователь Г. М. Дулитл. Он основатель современного промышленного способа вывода маток. Книга Дулитла «Научный вывод маток» впервые была опубликована в 1888 г. и многократно переиздавалась. Он впервые доказал, что маток можно выводить в семьях без удаления матки из семьи-воспитательницы. В своих статьях и лекциях Дулитл подчеркивал, что хороших маток можно вывести, создавая условия для роевого состояния или изгнания матки.

Тем не менее, этот способ с разделительной решеткой дает сравнительно гораздо меньшее количество хороших маток, чем способы, основанные на осиротении. Поэтому данный способ должен комбинироваться со способом «стартера» и тогда легко получить любое количество маток нужного качества.

Семья-воспитательница, предназначенная для выращивания принятых в семье-«стартер» маточных личинок, формируется в двухкорпусном улье или в улье-лежаке. В перном случае матку оставляют в нижнем корпусе на сотах с печатным расплодом, кормовых и пригодных для выращивания расплода. Между корпусами помещают разделительную решетку. В верхний корпус помещают соты с открытым расплодом и по краям - кормовые. Улей-лежак делят на две части глухой перегородкой с окном из разделительной решетки. В одной части улья находится матка, все соты с запечатанным расплодом, кормовые и предназначенные для откладки яиц, а в другой - два кормовых и соты с открытым расплодом. Внешне такой улей выглядит следующим образом.

Формировать отделение для выращивания маток можно различными способами в зависимости от ситуации:

а) в улей помещают две семьи, между которыми ставят разделительную решетку. Этот способ используется, когда на пасеке нет сильных семей. Одну из маток затем отбирают и в эту часть улья семьи-воспитательницы дают прививочные рамки;

б) в сильной семье перед дачей личинок матку изолируют в нижнем корпусе или в боковом отделении. Расплод, взятый из гнезда, в отделении для выращивания маток расставляют таким образом, чтобы с двух сторон у прививочной рамки находились не менее двух сотов с открытым расплодом.

в) семья-воспитательница подсиливается за счет печатного расплода, взятого из других семей. В отделение для выращивания маток переносят из гнезда соты с открытым расплодом.

Семьи-воспитательницы должны быть сильными, иметь матку, печатный и открытый расплод. Эти семьи хорошо выкармливают принятых семьей- «стартером» маточных личинок, так как большое количество открытого расплода в их гнездах способствует скоплению большого количества пчел-кормилиц, интенсивно выделяющих молочко. Использование семьи-«стартера» в сочетании с семьей-воспитательницей, сформированной с маткой, позволяет получать высококачественных неплодных маток в нужном количестве.

Отделение для выращивания маток должно быть хорошо заполнено пчелами, содержать запасы перги и меда. При необходимости ставят кормушку с сахарным сиропом. Можно постоянно переносить распечатанные соты с кормом в нижний корпус, чтобы пчелы переносили мед наверх.

Семье-воспитательнице дают не более 30 принятых в семьях-«стартерах» маточных личинок. Прививочные рамки с личинками помещают в середине безматочной части семьи между рамками с открытым расплодом.

Количество семей-воспитательниц с матками должно быть в несколько раз больше, чем семей-«стартеров». В семьях-воспитательницах помещают новые прививочные рамки через 4-5 дней, не меняя при этом размещения рамок с расплодом. Через 9 дней в отделение без матки переносят открытый расплод, взамен печатного.

Одна семья-«стартер» способна обеспечить принятыми личинками до 5 семей-воспитательниц с матками.

опубликовано: xn--80aeahdxpybbevp5e.xn--p1ai

Похожие статьи:

Пчелы → Факторы влияющие на продуктивность и жизнеспособность пчелиной семьи

Пчелы → Состав пчелиной семьи

Пчелы → Жизнь пчёл в дуплах деревьев

Пчелы → Как проходит яйцекладка и развитие особей в семье с гетерозиготной маткой пчел

Прополис → Прополисование пчелами своего жилища

Матководство → Оценка маток по потомству

Матководство → Факторы, обусловливающие качество выращиваемых маток

Матководство → О смене маток

Матководство → Испытание маток по потомству

Матководство → Подсадка пчелиных маток с помощью алкоголя

xn--80aeahdxpybbevp5e.xn--p1ai

Формирование семьи-воспитательницы | О пасеке

Авг, 201302

Формирование семьи-воспитательницы

Опубликовал: Petr_MS

При искусственном выводе маток самое важное звено занимает формирование семьи-воспитательницы. Независимо от применяемого метода вывода (без переноса личинок или с переносом) подготовленный материал ей необходимо принять, а затем воспитывать до рождения будущих маток. Принятие и воспитание личинок могут совершать одна или две семьи. Профессор Г.Ф.Таранов (1979) указывает на то, что качество маток, получаемых при их выращивании в двух и более семьях, снижается по сравнению с матками, личинки которых все время находились в одной семье. Значит, способ использования одной семьи — стартера, а затем другой — финишера нельзя считать оптимальным. Каким способом сформировать семью-воспитательницу, которая хорошо будет принимать и воспитывать маточных личинок?

Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем, почему при тихой смене и роении пчелы выводят маток высокого качества. В этих случаях действуют следующие факторы:

  1. маточники развиваются в одной семье от момента закладки личинок до выхода молодых маток;
  2. воспитание личинок протекает в присутствии разновозрастного расплода — открытого и закрытого;
  3.  в семьях присутствуют матки (при тихой смене — в течение всего периода воспитания маточников, а при роении — до их запечатывания).

Использование одной семьи-воспитательницы имеет преимущество перед использованием двух по следующим причинам. Находясь в стартере (24 ч) маточные личинки, искусственные мисочки и прививочная рамка приобретают запах, присущий этой семье. При их перемещении в финишер он не нравится пчелам новой семьи, и они с задержкой приступают к кормлению личинок. Эта пауза отрицательно сказывается на качестве будущих маток. Перерыва в кормлении не будет, если использовать одну семью-воспитательницу.

Разновозрастный расплод также влияет на качество будущих маток, особенно открытый. Что объясняется тремя причинами: расплод привлекает много молодых пчел-кормилиц; вблизи него пчелы поддерживают оптимальную влажность, стабильную температуру с отклонением ±0,5°С даже при больших колебаниях внешней температуры; он рефлекторно влияет на выделение маточного молочка особями и они лучше кормят пчелиных и маточных личинок. Присутствие запечатанного расплода также влияет на воспитание маточных личинок, так как вблизи него пчелы поддерживают достаточно стабильную температуру, но с чуть большей амплитудой (±3°С), и приемлемую влажность. Кроме того, запечатанный расплод — источник будущих воспитательниц, это особенно важно при последующем использовании семьи для вывода маток.

Присутствие матки важно, так как она непрерывно откладывает яйца и обеспечивает гармонию в семье. Так, в ее присутствии пчелы в большом количестве приносят в гнездо цветочную пыльцу и нектар, а это имеет первостепенное значение при кормлении маточных личинок.

Все эти условия складываются при тихой смене маток и роении. К ним и нужно стремиться при формировании семьи-воспитательницы. Напомним, что лучшие матки получаются при умеренном взятке (до1 кгв день), чем при более интенсивном.

Предлагаем свой способ.

I этап. В первой половине дня к заранее выбранной семье А (получавшей в течение пяти дней подкормку) подносим новый корпус Б, в котором находится 5-7 рамок, из них 2-3 — кормовые (мед и перга), 2-3 — сотовые и 1-2 — с вощиной. Ставим их в центр корпуса с кроющими разделительными досками. Из корпуса А вынимаем матку и рамку с кормом и пчелами, переносим их в корпус Б. За счет ее изъятия в корпусе А между рамками с открытым расплодом получается колодец шириной около 3 см, где соберется много молодых пчел.

II этап. Корпус Б с маткой ставим на дно, а сверху кладем разделительную решетку, на нее ставим корпус А, в котором много разновозрастного расплода и корма. Сверху накрываем потолочной доской (холстиком) и крышей.

В течение 1 -2 ч некоторые особи из корпуса А спустятся к матке, к ним присоединятся пчелы, возвращающиеся с поля, а в верхнем корпусе останутся преимущественно молодые, что очень важно для выделения молочка и кормления маточных личинок.

III этап. Через 1-2 ч распределение пчел закончится. Верхний корпус А опускаем на проволочную сетку, через которую пчелы проходить не могут; они находятся в закрытом пространстве, не вылетая на поле. Их можно подкармливать сахарным сиропом или медовой сытой. В корпусе Б матка продолжает откладывать яйца, а пчелы вылетают в поле через свой леток, принося пыльцу и нектар.

Через 5-6 ч (оптимальное время) в образованный колодец корпуса А ставим прививочную рамку с личинками и к ней подвигаем соседние рамки с открытым расплодом. Пчелы сразу начинают их обильно кормить и оттягивать маточники. В сущности это — семья-стартер.

Процесс принятия личинок длится около 24 ч. Почти все маточники будут отстроены на привитых личинках. Однако несколько нежелаемых свищевых маточников пчелы оттянут на собственном расплоде. Если не придерживаться оптимального времени, свищевых маточников будет больше.

IV этап. На следующий день (через 24 ч) корпуса А поднимаем на корпус Б, оставив между ними разделительную решетку. С этого времени пчелам дается возможность переходить из одного корпуса в другой, но столкновения между ними не происходит, так как они не забыли друг друга.

Важно то, что в объединенной семье воспитание зачатых маточников успешно продолжают те же пчелы, которые их приняли в присутствии открытого, закрытого расплода и матки, которая не имеет доступа к ним. Этим способом мы приблизились к описанным условиям воспитания маточников при тихой смене или роении. У нас получилась оптимальная семья-воспитательница.

Семью-воспитательницу необходимо подкармливать в течение 5 дней — до запечатывания маточников. Через 5 дней после прививки необходимо уничтожить все свищевые маточники, как правило, их очень мало или вообще не бывает.

V этап. На десятый день после прививки личинок зрелые маточники можно использовать по назначению. Если на прививочной рамке оставить один маточник, то корпус А можно поставить на новое дно, и это будет отводок, который после выхода и спаривания матки продолжает развиваться самостоятельно.

Описанный способ формирования семьи-воспитательницы можно применять при использовании ульев Дадана-Блата, Лангстрота-Рута и даже ульев-лежаков. В последнем случае перегородку между отделами, а затем разделительную решетку ставят вертикально. Добавим, что семью-воспитательницу, сформированную таким способом, можно использовать в течение всего сезона. При этом следующие прививочные рамки с личинками можно ставить в верхний корпус сразу после использования первой партии маточников. Необходимо каждый раз поднимать из нижнего корпуса в верхний по две рамки с открытым расплодом, которые будут находиться около прививочной рамки. Корпусе можно не разделять глухой перегородкой, так как пчелы привыкают к воспитанию маточных личинок.

Еще один вариант предложенного способа: верхний корпус А не нужно ставить на сетку и отделять от корпуса Б с маткой; он может непрерывно стоять на разделительной решетке. Только после переселения матки в нижний корпус и образования колодца в верхнем необходимо подождать 5-6 ч, а затем поставить прививочную рамку с личинками.

Благодаря такому способу облегчается работа при формировании оптимальной семьи-воспитательницы, а качество маток улучшается, но процент принятых личинок на воспитание уменьшается. Последнего недостатка можно избежать увеличением числа привитых личинок или уменьшением размеров разделительной решетки и соответствующего отверстия в сплошной перегородке.

На повышение качества выращиваемых маток предложенными способами влияет и то, что пчелы очень мало беспокоятся по сравнению с использованием классического формирования стартера (встряхиванием пчел), а затем финишера (обезматочиванием).

Предложенный способ можно использовать и при получении маточного молочка.

К сожалению, этот метод не применим при работе со среднерусской породой, где нужно делать полное осиротение: забирать из улья и матку, и весь открытый расплод до последней ячейки.

М.ЧИРОВИЧж-л «Пчеловодство» №5, 2008 г.

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной:

o-paceke.ru

Подготовка семьи-воспитательницы для вывода пчел-маток

Вывод маток складывается из двух приемов — подготовки семьи-воспитательницы, т. е. семьи, которая непосредственно выкармливает маток, и подготовки личинок 1—2-дневного возраста, из которых семья-воспитательница выращивает маток от выделенной на племя семьи. Для вывода маток следует выбирать сильные семьи, в которых имеется избыток пчел-кормилиц; такие семьи плотно покрывают не менее 12 гнездовых рамок. Чтобы семья-воспитательница выкормила полноценных маток, она должна состоять из пчел всех возрастов. Семьи, у которых нарушен нормальный возрастной состав (отводки или семьи-налеты), нельзя брать для вывода маток. Не следует также подобным семьям позволять самим выводить себе маток.

Подготовка семьи-воспитательницы заключается в том, что за сутки до дачи личинок у нее отбирают матку и весь открытый расплод. Из отобранного расплода с маткой организуют новую семью. Для этого рамки с расплодом и маткой, покрытой на соте большим сетчатым колпачком, помещают в новый улей и туда же стряхивают молодых пчел из середины гнезда какой-либо другой сильной семьи. Эти пчелы будут выращивать расплод, отобранный от семьи-воспитательницы. Перед тем, как стряхивать пчел, каждую рамку тщательно осматривают, нет ли на ней матки, чтобы случайно не стряхнуть матку вместе с пчелами. Заселенный улей относят на новое место, добавляют с краев расплода рамки с медом и пыльцой и тщательно утепляют. На другой день, когда старые пчелы слетят обратно в свой улей, матку выпускают из колпачка.

При описанном способе подготовки семьи-воспитательницы от нее отбирают весь или почти весь расплод (чтобы удалить полностью открытый расплод). При наличии печатного расплода в гнезде пчелы поддерживают более высокую и более устойчивую температуру (34—35 ). При выводе же маток в гнезде без печатного расплода температура в нем колеблется в пределах 30—33°, падая иногда ночью даже до 24°. Развитие маток в таких условиях задерживалось на три дня и больше. Средний вес выведенных маток в гнезде с печатным расплодом составил 192,7 мг, без расплода 172,6 мг (по количеству яйцевых трубочек большой разницы не получено).

Эти опыты показали также, что наличие расплода во время кормления маток желательно. Средний вес маток, находившихся среди печатного расплода до запечатывания маточников (затем расплод отобрали), был равен 183,1 мг; вес же маток, кормившихся без печатного расплода, но находившихся среди печатного расплода после запечатывания маточников, составил 171,6 мг. Равным образом замечено, что пчелы больше принимают личинок для вывода маток, если их помещать между сотами с расплодом.

Кроме того, в семье-воспитательнице, у которой отобран весь расплод, не будет естественного пополнения молодых пчел и, следовательно, в семье сразу будет нарушено нормальное соотношение возрастов. Семья, лишенная расплода, быстро ослабевает, Поэтому нельзя от семьи-воспитательницы отбирать весь расплод, если желательно иметь высококачественных маток. Семье надо обязательно дать не менее двух рамок, сплошь занятых печатным пчелиным расплодом. Если в семье-воспитательнице не окажется рамок, занятых только печатным расплодом, то необходимо осмотреть другие сильные семьи на пасеке и в них подыскать подходящие соты.

Можно заранее подготовить гнездо семьи-воспитательницы так, чтобы сосредоточить весь открытый расплод в одном месте на нескольких сотах и иметь возможность, отобрав эти соты, оставить в улье весь печатный расплод. Сделать это можно с помощью разделительной перегородки или изолятора для матки. Подготовку семьи-воспитательницы в таком случае начинают не за один, а за девять дней до намеченной даты закладки вывода маток.

Для этого за девять дней до закладки вывода маток гнездо семьи надо перегородить на два отделения — меньшее на 3—4 рамки, куда поместить матку и преимущественно зрелый расплод, и большее, куда составить все остальные рамки с расплодом. Через девять дней весь открытый расплод в семье будет сосредоточен только на 3—4 рамках с маткой (их отбирают). Все же остальные рамки будут содержать только печатный расплод и их оставляют в гнезде семьи-воспитательницы. Передовые пчеловоды предпочитают для искусственного вывода маток брать высокопродуктивные семьи, находящиеся в начальной стадии роения, биологически подготовленные для вывода маток. Лучше снабжают личинок кормом сильные семьи с большим количеством молодых пчел и расплода, а также семьи, находящиеся в предроевом и роевом состоянии.

Применяется еще следующий способ. От семьи отбирают матку, и пчелы закладывают свищевые маточники. Через 5—6 дней все свищевые маточники вырезают и дают семье планово подготовленных личинок для вывода маток. При составлении гнезда семьи-воспитательницы обращают особое внимание на количество меда и пыльцы, оставляемое в рамках. На всех сотах гнезда должно находиться не менее 6 кг меда. Две рамки должны быть с пергой свежего сбора. Если в гнезде меньше 6 кг меда или мало перги, то подставляют недостающее количество от какой-либо сильной здоровой семьи на пасеке. При выводе маток весной или осенью (в конце взятка) семьям-воспитательницам дают ежедневно по 300—500 г медовой подкормки и три раза по 300—500 г медоперговой смеси. Опыты показали, что при позднем выводе маток две семьи, получавшие медоперговую смесь, выкормили 38 и 20 маток; контрольная же семья, не получавшая подкормки, выкормила всего лишь шесть маток.

www.meedov.ru

Вывод пчелиных маток. Формирование семьи воспитательницы.

Вывод маток. Формирование семьи воспитетельницы

  • Как правильно сформировать семью воспитательницу?
  • Зачем выводить маток в семье, искусственно введенной в роевое состояние?

Матководство  является очень важным разделом пчеловодства. Пчеловод, настроенный на ежегодный и ежесезонный успех должен понимать, что одним из гарантов силы пчелиных семей на его пасеке являются качественные молодые матки. Со старыми матками желаемого не добиться. Нельзя дожидаться тихой смены. Только  ежегодная плановая смена маток может обеспечить пчеловоду стабильность и успех.

Для самостоятельного вывода пчелиных маток нужно, в первую очередь, знать основные принципы формирования семьи воспитательницы. Сегодня я опишу, как я осуществляю формирование семьи воспитательницы.

Формирование семьи воспитательницы

Как  я формирую семью воспитательницу:

  • Выбираю самую сильную семью на пасеке.
  • Провожу отбор всех рамок без расплода. Оставляем только расплод и перговые рамки по краям. Расплод на выходе ставлю скраю. В центре — открытый.
  • Если необходимо — произвожу подсиливание семьи расплодом и молодыми пчелами.
  • За диафрагмой располагаю распечатанные медовые рамки. Можно просто нарушить печатку меда вилочкой.
  • Сверху на рамках потолочная кормушка 0.5-1 литра  сахарного сиропа с хвойным настоем или(и) с добавлением кобальта. Кормушку ставим за неделю до постановки прививочной рамки.
  • Отсаживаем матку на рамке в отводок за 3-4 часа до постановки прививочной рамки.
  • Формируем колодец для прививочной рамки (вынимаем одну рамку из центра гнезда, чтобы в образовавшемся пространстве между рамками, через некоторое время, скопилась масса пчел. На это место будем ставить прививочную рамку).
  • Производим постановку прививочной рамки через 3-4 часа после отсадки матки. Рамку ставим в колодец.
  • На 5 день проверяем семью воспитательницу на наличие свищевых маточников. Все маточники удаляем.
  • Далее действуем в соответствии с календарем вывода маток.

При подсадке, матку в клеточке или маточник на выходе размещаем между рамками в противоположной стороне от летка. Это лучше делать  вечером. Клеточку с маткой слегка намазываем препаратом «Апирой» для более успешного приема.

Через сутки выпускаем матку из клеточки также вечером. Открываем крышку клеточки и кладем на рамки в то же место сверху на рамки, контролируя поведение и дружелюбность пчел. Дожидаемся, пока матка сама выйдет из клеточки и устремится внутрь гнезда.

 Можно выводить маток более высокого качества, если предварительно ввести семью, которая будет воспитывать маточных личинок, в роевое состояние.

Формирование семьи воспитательницы при искусственном роении

Семья, вошедшая в роевое состояние воспитывает качественнее и больше личинок, чем обычная семья воспитательница. Матки выводятся крупнее и тяжелее. Бытует мнение, что роевые матки — лучшие. Я с этим высказыванием полностью согласен.  Такие матки сразу после выхода из маточника способны лететь. Им не требуется столько же времени на дозревание, как выведенным обычным способом. Это обусловлено природой роя.

Роевые матки очень сильные, зимостойкие и обладают высокой яйценоскостью. Так же, роевые матки дружелюбны друг к другу сразу после выхода из маточников. Плюсов у такого метода, как мы видим, довольно много.

Общий алгоритм:

  • Выбираем сильную семью.
  • Отбираем большее количество открытого расплода и подсиливаем закрытым расплодом на выходе. Сжимаем гнездо. Искусственно вводим семью  в роевое состояние.
  • Получаем яйца в искусственных мисочках  от материнской семьи, которая находится в рабочем состоянии (не в роевом).
  • Располагаем мисочки с яйцами на прививочной рамке и помещаем в семью, искусственно введенную в роевое состояние – семью воспитательницу, в которой уже начался процесс закладки роевых маточников.
  • Уничтожаем маточники, ранее заложенные пчелами и отсаживаем матку в отводок либо ограничиваем её разделительной решеткой на трёх рамках в той части улья, где нет летка.
  • Далее все по выше описанной схеме и в соответствии с календарем вывода маток.

Здесь можно посмотреть все статьи по теме матководство.

С уважением, Николай Татаренков.

Читайте так же:

p4elovek.ru

Подготовка семьи-воспитательницы. Пчеловодство.

 

Подготовка семьи-воспитательницы. Семьи-воспитательницы начинают готовить с осени. Крайне желательно в конце лета обеспечить для них хороший принос пыльцы, а с ранней весны стимулировать их развитие скармливанием сахарного сиропа, медовой сыти или медово-сахарного теста с белковыми добавками.

Пчелы семей-воспитательниц выполняют исключительно функцию кормилиц. Медосбор оказывает благоприятное влияние на результаты приема личинок, способствуя развитию большого числа полноценных пчел-кормилиц. Перед началом прививки личинок семья воспитательница должна иметь не менее 10—14 кг углеводного корма (лучше чистого меда) и 2—Зсота с пергой. Определяющее значение имеет сила семьи-воспитательницы, и прежде всего резерв молодых пчел на каждом соте. В связи с этим в качестве воспитательницы лучше использовать семью, занимающую два корпуса, при этом количество сотов сокращают вдвое (до 10— 12), а всех пчел оставляют в гнезде. Если таких сильных семей на пасеке еще нет, их создают путем объединения двух, а то и трех средних по силе семей.

Формирование семьи-воспитательницы с отборам магки. От полноценной семьи отбирают матку, а также весь открытый расплод, оставляя лишь 3—4 сота с печатным расплодом, в результате чего пчелиная семья лишается возможности вывести матку из своих личинок. Матку отбирают за 9—10 дней до предполагаемой первой прививки. За этот период накапливается большой резерв молодых пчел-кормилиц. За 3—5 ч до прививки в середине гнезда подготавливают место для прививочной рамки, сократив количество сотов.

Соты с хорошим печатным расплодом для формирования семей-воспитательниц получают следующим образом. Матку отсаживают в своей же семье за перегородку из ганемановской решетки. В отделении, где нет матки, оставляют открытый расплод, который через 9 суток будет запечатан. Там, куда отсажена матка, располагают соты с печатным расплодом и соты под засев. Матку и открытый расплод отбирают в день формирования семьи-воспитательницы.

Формирование семьи-воспитательницы с разновозрастным расплодом. От сильной пчелиной семьи отбирают матку, а через 5—6 ч подставляют в середину гнезда между сотами с печатным расплодом прививочную рамку с личинками. Через 2 суток гнездо семьи-воспитательницы тщательно осматривают и уничтожают все выявленные зачатки свищевых маточников, ухудшающие прием личинок.

Этот трудоемкий способ формирования семьи-воспитательницы оправдывает себя только при работе с серыми горными кавказскими пчелами и их помесями. Средне-русские пчелы в этом случае закладывают много свищевых маточников и плохо принимают подставленные зачатки для искусственного вывода маток.

Использование семьи-стартера основано на биологических особенностях некоторых семей хорошо принимать личинок на воспитание. Матку и весь открытый расплод за несколько часов перед постановкой личинок удаляют из семьи, оставив в ней не менее 10—14 кг меда, 2— 3 перговых сота и 10—12 улочек пчел. Личинок дают только для приема, а через 20—24 часа прививочные рамки с принятыми личинками от них отбирают и переносят в сильные семьи-воспитательницы для дальнейшего развития. В ту же семью спустя 5—6 ч после отбора принятых личинок дают на прием новую прививочную рам­ку с тремя рейками, по 12 привитых личинок на каждой из них. Для поддержания нужных кондиций семьи-стартеры регулярно подсиливают печатным расплодом и молодыми пчелами.

А. Е. Тимошинова (1985) в НИИ пчеловодства получила хорошие результаты приема личинок, пользуясь именно этим способом.

Т. В. Вахонина и Р. Н. Бодрова (1987) применяли при работе с ульями-лежаками следующий способ. Выделенные под воспитательниц семьи делили на две группы, а в одной из них делили гнездо пополам. Против летка оставляли половину гнезда с маткой, а во вторую половину собирали соты со зрелым расплодом, отодвигали их в сторону от летка и отделяли разделительной доской с устроенным внизу проходом для пчел. В эту часть улья (без матки) подставляли прививочные рамки по мере отбора рамок с молочком в течение 15 дней, г затем обе половины гнезда объединяли. После этого приступали к идентичной работе со второй группой семей, а семьи первой группы находились на реабилитации.

В Краснополянском питомнике НИИ пчеловодства для семей-воспитательниц используют 36-рамочные ульи-лежаки. Глухими перегородками их разделяют на три равные части. В верхней части перегородок вставляют кусочки гаиемановской решетки, обеспечивающие свободное сообщение пчел. В передней стенке каждого отделения устраивают летки. Все три отделения заселяют еще с осени, закрыв наглухо окна из гаиемановской решетки кусочками фанеры. Среднюю семью весной подсиливают, подкармливают и используют в качестве воспитательницы. Две крайние семьи служат для постоянного ее подсиливания с тем, чтобы в семье-воспитательнице всегда было не менее 6 рамок с расплодом и 4 сота с медом и пергой.

Приступая к получению молочка, от семьи-воспитательницы отбирают матку, ставят в гнездо рамку с молодыми личинками и снимают кусочки фанеры с окошек из гаиемановской решетки, чтобы пчелы всех трех отделений свободно сообщались между собой.

В конце сезона в семью-воспитательницу подсаживают матку и готовят семью к зимовке.

Во всех случаях молочко отбирают по истечении 3 суток после постановки прививочной рамки и тут же на место этой рамки ставят следующую. С отобранных рамок сметают пчел, ставят в переносной ящик и переносят в лабораторию. Маточники для удобства укорачивают горячим скальпелем, а молочко отбирают или стеклянной лопаточкой, или вакуум-насосом.

farmnambe1.ru