Борис Полевой: "Матка Боска Ченстоховска" и "Немного мистики". Матка боска ченстоховска перевод


Борис Полевой: "Матка Боска Ченстоховска" и "Немного мистики"

Изображение

К нам же был прикомандирован этот самый образованный брат Сикст, действительно говоривший по-русски так чисто и красиво, как говорили интеллигенты прошлого века. Это был старик лет восьмидесяти. Высокий, прямой, с лицом, будто обтянутым пергаментом, на котором, однако, какой-то своей жизнью жили серые, быстрые, как мышки, глаза. Из-под рясы у него торчали худые ноги в каких-то длинных клоунских башмаках. Вероятно, для того, чтобы завоевать наши симпатии, он рассказал нам свою весьма романтическую историю.

В начале века он был преподавателем русской литературы и языка в аристократической женской гимназии имени императрицы Марии в Варшаве. Играл на рояле, пел. И тут черт его дернул увлечься ученицей старшего класса, родовитой панночкой графского звания. Она ответила ему взаимностью. Разыгрался скандал. Молодого учителя с треском вытолкали из гимназии. Его возлюбленную отправили в Париж, где срочно выдали замуж за какого-то обнищавшего французского аристократа. А незадачливый учитель пошел в монахи и при пострижении принял имя Сикст. Ну чем не сюжет для сентиментальной оперетты Кальмана?

Не знаю уж, выдумал ли брат Сикст эту историю или она произошла в действительности, бог его знает. Но одно было несомненно; он был русофил, говорил по-русски с изяществом и ради нас даже проявил свои музыкальные способности. В малой церкви монастыря стояла фисгармония. Аккомпанируя себе, он приятным голосом спел нам сначала "Аве Мария", потом "Варшавянку" и наконец... "Очи черные".

Наша миссия чрезвычайно осложняется тем, что в трапезной монастыря лежат на излечении... немецкие раненые. Братия пользует их, по мере умения лечит. Рвут свои простыни и наволочки на бинты. Щиплют бельевую ветошь, делая из нее перевязочный материал, который называется корпией. Так вот, когда мы познакомились с игуменом, первое, о чем он нас попросил, было - не расстреливать этих пленных. Мы сначала удивились, потом даже обиделись: разве русские когда-нибудь расстреливали раненых - и в первую мировую и в эту войну?

- Нет, нет, паны офицеры, мы знаем, сколько зла причинили вам германцы, знаем, что это зло нельзя простить, что кровь ваша, пролитая на просторах России, взывает к мести. Но умоляем вас именем Христа, всемогущего и божьей матери; будьте милосердны.

Мы были милосердны по мере возможности. Но так как среди немецких раненых были и ходячие, прыгавшие на костылях, пришлось поставить часового и у двери трапезной.

Понемногу дела налаживались. Найдя, где именно заложена взрывчатка, сержант Корольков установил, что это авиационные бомбы и что их немало. Опасаясь, что помимо дистанционного взрывателя немецкие саперы поставили миноловушки, он решил вести раскоп так, чтобы подойти к минам, так сказать, с тыла. Сейчас павлины, заткнув за пояс полы своих ряс, с отменным усердием копают землю и разбирают фундамент, а Корольков посиживает на груде земли, подложив под себя дощечку, наблюдая за работой, и отдает команды, которые, как ни странно, монахи понимают.

- Отойдите вы, пожалуйста, от греха подальше, - мрачновато сказал он нам с Николаевым.- Наше дело такое: всю войну со смертью под одной шинелкой спим. Этим, братьям...

Он с усмешкой показал на своих монастырских помощников:- Им бог помогает, а вам к чему рисковать. А мины-то он, сволочь, точно под алтарь подложил, под самый контрфорс с расчетом на эту икону. - А вы ее видели? - Ну как же не видеть, первым делом сходил глянуть, из-за чего головой рискую. Жиденькая, между прочим эта богоматерь. Старая какая-то. У нас в селе в церкви и то красивше намалевана, ей-ей.

Мы с Николаевым переглянулись. Впечатление сапера о знаменитой иконе вполне совпало с нашим. Образ мадонны, этого воплощения юной чистой красоты населяет все храмы христианского мира. Среди них Ченстоховская, по-моему, самая будничная - усталая немолодая женщина с темным изможденным лицом, прижимающая к себе, как кажется, не сына, а внука. К тому же шрам на щеке. Икона старинная. Риза на ней поразительной чеканки, и она, и все вокруг усыпано алмазами и драгоценными камнями, сверкающими в полумраке, из которого икону высвечивает желтое мерцание восковых свечей. Но все это не сообщает ей обаяния. Просто не понимаю, в чем сила, которая в течение многих веков привлекает к ней сонмы паломников чуть ли не со всего мира. Признаюсь, мы с Николаевым, бывшие комсомольцы и, разумеется, безбожники, на долю которых неожиданно выпало участие в спасении этой религиозной реликвии, уходили от иконы разочарованными: как предмет искусства, она, по-нашему, не очень, конечно, компетентному заключению, большой цены не имела.

Сикст, должно быть, получил от отца-настоятеля наказ всячески опекать и ублажать нас, ну и, вероятно, наблюдать за нами. Он неотступно следовал за нами, угощал и рассказами и музыкой. А вечером, после того как Николаев, проверив ход работы и осмотрев посты, возвратился, мы нашли в моей очень комфортабельной келье на столе еду и питье в каких-то затейливых графинчиках - монастырские настойки бог знает каких давних годов. Со вкусом пообедали, но к графинчикам прикасались осторожно. Заметив это, наш опекун по-своему понял такую скромность и, чтобы показать, что питье не отравлено, лихо хлопнул по стопке из каждого графинчика. Это были сладкие ароматные напитки, отдаленно отдававшие то черной смородиной, то малиной, то рябиной, но знакомые запахи приглушал в них аромат неведомых трав.

Напитки оказались довольно крепкими. Святой отец - глаза у него заблестели, замаслились - разболтался. - Мы с вами интеллектуалы, - заявил он вдруг, когда Николаев ушел проверить ход работ и мы с ним остались одни. Он, очевидно, исключал моего друга из этого сословия.- Мы с вами элита. Соль земли, братья по духу. Вы ведь атеист, да? Все вы атеисты... В бога не верите? Совсем не верите? Ну, знаете, напрасно, вы очень обеднили этим свой мир. Но это ваше дело. Не смею спорить. Я тоже не верю в этих деревянных богов, в эти ярмарочные святые чудеса. В этом монастыре я сорок лет и до сих пор никак це привыкну видеть, как мужики и бабы, крестясь и шепча молитвы, на четвереньках подползают к иконе. Зрелище не для интеллектуалов. Отрыжка средневековья... Но матка боска.Он наклонился ко мне и, дыша в ухо ароматом настоек, зашептал:- О, это совсем другое. Вам она не показалась, нет?

Старик не слышал, не мог слышать нашего разговора с сапером Корольковым, при нем мы об иконе вообще не говорили. Как только он догадался? - Нет, отчего же, - дипломатично промямлил я. - Просто не разбираюсь я в иконах. - Не понравилась, - упрямо твердил он, - Не понравилась и не могла понравиться, потому что вы ее не видели, потому что она не хотела вам показаться... - Как это, не хотела показаться? - внезапно спросил Николаев, тихо возникший в дверях и слышавший последние слова. Он был прямо с улицы, на ресницах его сверкали растаявшие снежинки.- Как это так не показалась? - настаивал Николаев, и в узеньком карем глазу его, в том, который был поуже вследствие контузии, запрыгали веселые чертики. - Она не показалась нам, потому что мы безбожники, да? Как это несправедливо с ее стороны. Религиозные фашисты, у которых на пряжках ремней написано "С нами бог", хотели вон ее уничтожить, она им ничего не сделала. Безбожники, рискуя жизнью, ее спасают, а она им, видите ли, не желает показываться. Где же справедливость, святой отец? Наоборот, мы вправе рассчитывать на самый радушный прием с ее стороны... Кстати, у ваших евангелистов были более широкие взгляды, чем у вас, отец Сикст. Иисуса-то Христа, по их легенде, открыли иноземные волхвы, наверняка безбожники. Они ведь не были ни иудеями, ни, конечно, христианами, ибо христиан тогда не существовало. И потом волхвование - это самая безбожная профессия. Так ведь выходит по вашему святому писанию?

- А вы знаете святое писание? - Знаю, - ответил Николаев. Брат Сикст заерзал на стуле, поднялся. - Пардон. Я должен поговорить с отцом-настоятелем, - сказал он. - Сидите. У вас игумен - администратор что надо. Ему докладывать нечего. Ваши павлины к нему через каждые десять минут бегают информировать... Он в курсе... Брат Сикст с видимым удивлением смотрел на безбожника, знакомого с религиозными легендами. - На все воля всевышнего, - заявил он не очень уверенно. - А тридцать шесть авиационных бомб, заложенных под алтарь, которые сейчас ваши монахи извлекают из-под собора, это тоже по его воле? - Что, уже раскопали минный заряд? - Раскопали. Обезвредили. Сейчас ваши павлины вытаскивают бомбы из-под алтаря. - И, обращаясь ко мне, Николаев пояснил:- Там их уж целый штабель лежит, этих бомб. Если бы взорвались, тут бы и кирпичей не собрать, Ух, молодец этот старый солдат. Я его данные записал. - Так взрыва не будет? - сложив сухие руки на груди, наш собеседник, глядя на стоявший в нише стены крест, творил молитву. Потом снова попытался встать.- Нет-нет, об этом я должен доложить отцу-настоятелю сейчас же. Мы должны принести молитву. Как имя этого вашего солдата? - Константин. Молитесь за раба божьего Константина, - усмехнулся Николаев. - Без него никакой бы бог вам не помог, и не видать бы вам вашей церкви. Мы этого Константина к ордену представим, а вы молитесь себе, вреда ему от этого не будет. Спасая вас, действовал по писанию: отдай живот свой за друзи своя... Или у вас, у католиков, этого в писании нету?

Последняя рюмка явно оказалась для святого отца лишней. Он как-то сбросил свою интеллектуальность, сидел, выставив из-под рясы тощие ноги в клоунских башмаках, добродушно улыбался и уважительно поглядывал на нас. - Пардон, миль пардон, господа. Имею срочную физиологическую надобность.

Он вышел нетвердой походкой. Николаева монастырские наливки не взяли. У него был озабоченный вид. И в самом деле, несколько тонн бомб с неразряженными взрывателями лежат возле самой церкви. В госпитале - раненые немцы, а где-то там лесами идут и, может быть, подбираются к городу разбитые неприятельские части, которые мы видели с самолета. Связь только с комендатурой. И сил никаких, кроме тех ребят из танкового десанта, которых выделил нам комендант.

- О чем он тут тебе брехал? О чудесах каких-то? Хитрый, между прочим, старичина. А в общем-то симпатяга. Так о чем он? Я рассказал. И когда Сикст, по-видимому, справив свою "физиологическую надобность", вернулся к столу, Николаев, глядя ему в глаза, спросил: - Ну, святой отец, расскажите-ка, как ваша богоматерь показываться может.

К удивлению нашему, Сикст с готовностью встал.

- Пойдемте. Не берите шапки, через двор идти не придется.

Но все-таки мы пошли через двор, где, властвуя над всем, светил щедрый месяц. У главного храма трудились монахи. Сказав часовому пароль, мы открыли дверь и вошли в полутьму, освещенную десятками мерцающих свечей, выхватывающих из мрака пьедестал, на котором, сверкая драгоценным окладом, стояла знаменитая икона.

Святая Месса (Missa), потому что литургия, в которой совершается тайна спасения, заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни. (ККЦ)

catholichurch.ru

Ченстоховская икона Пресвятой Богородицы - ragazza_al_mare

 

 

В Польше недалеко от городка Ченстохова в  монастыре Ясна Гора находится одна из самых удивительных, на мой взгляд, икон Пресвятой Богородицы.

Чудотворную, имеющую долгую и загадочную историю Ченстоховскую икону Божией Матери знают не все даже искушенные специалисты по иконографии. Хотя такое бесславное в православном мире настоящее для этой иконы совершенно незаслуженно.

Краткая история иконы: «Ченстоховская икона Божией Матери относится, по преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука. Она была написана в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66 - 67 годах, во время нашествия римских войск под предводительством Веспасиана и Тита, христиане бежали в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они сохраняли в пещерах и Ченстоховский образ Богоматери. В 326 году, когда святая царица Елена  ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Христов, она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков.

В Россию чудотворный образ с великой честью был принесен основателем города Львова (Лемберга - 1268 - 1270), галицко-волынским князем Львом Даниловичем, и помещен в Бельзском замке под ведением православного духовенства.(коронационный оклад - бриллиантовый)

Впоследствии, при завоевании Западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому правителю князю Владиславу Опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Бельз. Уповая на помощь Матери Божией, князь Владислав вынес святыню из церкви и поставил на городской стене. Пронзенный вражеской стрелой, чудотворный образ сохранил навсегда следы истекшей крови. Спустившаяся тогда на татарское войско вредоносная мгла заставила их снять осаду замка и удалиться в свои пределы. Заступница Небесная в сонном видении повелела князю перенести чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую. Основав в 1352 году монастырь на Ясной горе - (горе "свидения" - так ее называли за множество происходивших там чудес), князь Владислав перенес в него чудотворную святыню, вверив ее на хранение монахам Паулинского ордена. Через несколько лет обитель была ограблена гуситами. Лишив ее всех сокровищ, они хотели похитить и чудотворный образ, но невидимая сила удерживала коней, и возок со святыней не тронулся с места. В ярости один из грабителей сбросил святую икону на землю, а другой ударил мечом по лику. Тут же справедливая кара постигла всех: первого разорвало на части, у второго отсохла рука, остальные упали замертво или поражены были слепотою.(золотая риза)После сего чуда Владислав, кн. Польский, в сонном видении слышал голос, повелевавший перенести икону из замка на Ясную гору, близ г. Ченстохова. Он соорудил там монастырь и в 1352 г., перенесши туда чудотворную икону, отдал ее на хранение уже своим католическим монахам Паулинского ордена. Случилось, что на обитель напали гуситы, которые хотели похитить вместе с сокровищами и сию икону, но невидимая сила удержала ее: лошади с иконой не могли двинуться с места.

В середине XVII века, когда почти вся Польша была захвачена шведами, шведский король Карл Х Густав, потерпел поражение под Ченстоховским монастырем. Помощь и заступление Царицы Небесной подняли патриотический дух поляков, и война со шведами закончилась для Польши успешно. В том же 1656 году польский король Ян Казимир, возвратясь во Львов, обнародовал манифест, по которому поручал свое государство покровительству Божией Матери.(рубиновая риза) 

Очень значимым для Польши событием, произошедшим 1717 году, явилось «коронование» Ченстоховской иконы Богородицы. При огромном стечении народа было произведено официальное признание особой важности святой иконы для польской земли, а также признание проявляющейся через нее чудотворной Божественной силы. На главы изображенных на святой иконе Божьей Матери и Младенца Христа были возложены короны, присланные из Рима папой Климентом XI

Интересны отношения Ченстоховской Божией Матери с Россией.

В 1813 году монастырь был взят русскими войсками в ходе наполеоновскиз войн, настоятель Ясной Горы преподнес русским военачальникам подлинник иконы, который потом хранился в Казанском соборе в Петербурге, а после закрытия собора в 1932г. перешел на хранение в Государственный музей истории религии При этом, не известно, настоящая икона хранится в музее, или всё-таки список с неё…Поляки-то свою икону чтят как настоящую.

Ещё есть сомнения насчет подлинности самого образа: по свидетельству Петра Рисинуса, реставрация иконы была проведена в Кракове при дворе Короля Владислава Ягеллы. Художники накладывали несколько раз новые краски, но они не держались и быстро сплывали. Икона изначально была написана в технике энкаустики, а темпера, которой владели реставраторы, на воск не ложится. Так и решили художники соскрести с деревянной основы остатки первоначального письма и написали заново с максимальной точностью копию образа.

С чудотворной иконой Ченстоховской Божией Матери связаны имена пяти императоров России. Её даже чтили как покровительницу императорского российского дома.

Император Петр I посещал Ченстоховский монастырь, молился перед иконой Богородицы и слушал молебен, совершенный бывшим в его свите священником, причем, сам пел. 6 марта 1711 года (в этот день совершается празднование Ченстоховской иконе Божией Матери) состоялось официальное бракосочетание царя Петра I с Мартой Самуиловной Скавронской (в православии Екатерина Алексеевна). С этого времени невесты русским царям больше не избирались из русских знатных родов, а выбирались только из западных принцесс. (кораллово-жемчужная риза)В 1813 году Государь Император Александр I посетил монастырь и молился перед чудотворной иконой Божией Матери. С того же года наша Православная Церковь установила празднество в честь Ченстоховской иконы Божией Матери в 6 день марта. В 1845 году по повелению Императора Николая I крепость Ченстоховская была срыта в связи с новыми мятежами, поскольку Ченстоховский монастырь укрывал у себя мятежников и хранил оружие для повстанцев. На месте срытых валов на средства, пожертвованные Государем императором Николаем I, был разбит прекрасный парк, и поныне служащий местом отдыха множества паломников. С тех пор вместо крепости с пушками и другим вооружением Ченстоховский монастырь представляет собой обычный большой монастырь латинской формы. А 17 апреля 1889 года, в самом центре парка, прямо против монастырского костела с копией Ченстоховской иконы на стене, был установлен памятник «Царю Освободителю» Государю императору Александру II, сооруженный на пожертвования сельского населения Польши. И сейчас можно видеть этот прекрасный памятник Государю, над головой же его виден большой образ Богородицы на стене-каплице с фонарем пред ним и светящейся пред ним лампадой.

 В Ченстохове в 1870-1872 годах был построен первый православный приходской храм, поводом послужила чудесное сохранение жизни Государя Императора Александра III от злодейской руки поляка Березовского в Париже. Этот храм, посвященный святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, сооружен на средства русских полков, стоящих в той местности.

Удивительна иконография образа:  с одной стороны, это традиционный в православном церковном искусстве иконографический тип Божией Матери Одигитрия.

С другой стороны, неканоничные цвета, одеяние и само личное письма. Лик Божией Матери с его узкими миндалевидными глазами и тонкими бровями имеет явное сходство с сиенскими Мадоннами эпохи треченто (что подтверждает гипотезу о католическом поновлении иконы). Также, жест руки Богородицы на Ченстоховской иконе, в отличие от известных на Руси образов «Одигитрии», сильно смягчен: пальцы кисти Божией Матери обращены на себя, что скрадывает основной смысл образа Одигитрии, указывавшей на Христа как на «Истинный Путь и Жизнь» (Ев. от Иоанна).

Но тем не менее, икона потрясающе энергетична, а святость её признается как католиками, так и православными. Жалко только, что очереди паломников состоят по большей части из католиков. Да и не все специалисты о ней знают, как я уже говорила. А по западным классификациям католических икон её относят к числу Black Madonnas (как, например, статую Пресвятой Богородицы с Младенцем в монастыре Монтсеррат в Испании).

П.С.

В Ченстоховском монастыре есть несколько окладов – риз для этой иконы: бриллиантовый, рубиновый, янтарно-браллиантовый, золотой, коралловый. Периодически её переодевают как настоящую королеву). Вот ещё несколько окладов (кроме тех, что представлены выше).        

 Пара ссылок:

http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk87-6.htm.  – интересная статья про Ченстоховский образ.

http://www.jasnagora.pl/ - официальный сайт Ченстоховского монастыря.

 

 

ragazza-mare.livejournal.com

ВЕЛИЧАЮТ ПО БАТЮШКЕ, А ЧЕСТЯТ ПО МАТУШКЕ :>>>: viata

Нечаянно получился пост про матюки. Здоровый.Прячу под кат, потому что - как вы угадали? - в тексте содержится приличное количество неприличного.

ВЕЛИЧАЮТ ПО БАТЮШКЕ, А ЧЕСТЯТ ПО МАТУШКЕСобственно нецензурная брань сводится к трём базовым группам по тематике: грязь/экскременты, гениталии/секс и сакральное/богохульства. Более табуированной считается то одна группа, то другая, в зависимости от страны и эпохи. Лексика, образованная на стыке групп, зачастую более оскорбительна. Тематика ругани как таковой гораздо богаче, но костяк наиболее табуированной лексики составляют эти три группы.

СакральноеДля любого общества эпохи до НТР и для христианского мира в частности эта группа ругательств оставалась наиболее запретной и наиболее разработанной. Здесь два возможных варианта: богохульства и сравнения с силами тьмы. Нет, даже с Силами Тьмы. Клятвы и проклятия бывают нецензурными в двух случаях. Во-первых, если помимо сакральной тематики в клятве есть генитальная. Например, в античном мире были довольно распространены клятвы и проклятия с упоминанием гениталий олимпийцев. Примеров на греческом, к сожалению, не приведу. Но однозначно можно сказать, что ругательства на стыке генитальной и сакральной групп практически во всех культурах воспринимаются как наиболее сильные.Во-вторых, к чисто сакральной тематике относятся сравнения с нечистой силой, а зачастую и просто упоминание имён. Это и понятно: призывать демонов и прочую нечисть запретно в любом религиозном сознании. В христианской культуре ещё жёстче: табуировано упоминание практически всех мистических существ. Ибо сказано, "Не произноси имени Господа твоего всуе!" - а значит, в запретную лексику попадает "матка боска ченстоховска", Jesus/Jeez, и иже с ними.И, разумеется, запрещено упоминание врага рода человеческого, князя мира сего и прочих повелителей мух. Но это как раз тот случай, когда концепт настолько мощный, что даже эвфемизмы для этого концепта становятся нецензурными. Само слово "сатана" этимологически значит просто "противник/враг", это описание, а не имя собственное. Тем не менее, в не секуляризованном обществе даже описательное упоминание нечисти нежелательно, хотя таких христианских кеннингов за века набрался не один десяток - что для высших сил, что для низших.Так же запретны все "адские" фразеологизмы: "hell" ("heck"; "to hell with it", etc.)Проклятия языческим сознанием воспринимаются как колдовство, просто для языческого сознания оно не является чем-то аморальным. Опасным - да. А для христианского - ворожба и колдовство аморальны и преступны, не говоря уж о том, что грешно кричать "чума на оба ваших дома!", когда ближних следует любить. Кроме того, сказано: "не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого". Потому запретной лексикой во многих европейских языках становятся все клятвы как таковые, а особенно - с упоминанием имён. "Pardieu" (дословно - "богом (клянусь)"), "damn" ("damned", "damn it", etc.), "devil", "Satan" etc.Очень показательны в этом смысле английские термины для обозначения нецензурной лексики. "Profane language", "blasphemous language", "curse", "swearing", "oath" - богохульная речь, кощунство, проклятья, божба. Есть и нейтральные термины вроде "грязная/неприличная/оскорбительная речь", но интересен сам факт существования такого количества названий, связанных именно с сакральным. Это характерно не только для английского, но для всей Западной Европы. Сравните во французском: "juron" ("ругательство", "божба") и "jurer" ("клясться, божиться, ругаться"), то же "blasphématoires". Здесь чётко видна разница в подходах. Исторически в любом языке значительную часть ругани составляет именно "божба". И практически во всех современных культурах (кроме мусульманской) на первом месте по оскорбительности стоит генитальная тематика, а не сакральная. Но в русском языке даже в названии отражена именно тематика сексуальная: "маты", "матерная ругань", "ругать по матери". (Есть очень правдоподобное мнение, что "мат" - это крик, как в выражении "кричать благим матом". Тем более, в слове "мать" последний согласный таки мягкий. Так что не спешите принимать всё сказанное мной на веру).С сакральной руганью ситуация у нас сложилась очень любопытная. С одной стороны, исторически в русском языке было немало ругательств именно этой группы. Выражения "чур меня!", "чтоб мне провалиться!", "не сойти мне с этого места!" и "чтоб тебя перекувыркнуло да расплющило!" имеют сакральное происхождение, но всерьёз давно не воспринимаются - просто потому, что никто не верит в их действенность. Равным образом, едва ли кто-то воспримет как оскорбление фразу "иди ты к лешему". Остаётся христианская символика: "чёрт" и "дьявол" с производными, но из всей этой группы употребим разве что "черт", да и тот вполне себе цензурен. Как и отдельные живучие фразеологизмы с чертовщиной, типа "к чёрту", "чёрт-те где", "чёрт знает что" и т.п. А остальными ни один человек в здравом уме не ругается; разве что в романах времён Российской Империи ("Тысяча чертей!") или переводных приключенческих эпохи Саббатини ("Проклятье!", "Разрази меня гром!"). Таким образом, первая группа сакральных ругательств русского языка (подгруппа "леший") стала терять значение с приходом христианства, а "божба" с христианской символикой - после 1917 года. В итоге лексика обеих подгрупп вызывает скорей улыбку, чем возмущение.

Сюда примыкает несколько подгрупп ругательств, не входящих в нецензурщину в узком смысле слова. Это обвинения в неправильной религиозной принадлежности ( "нехристь", "язычник", "гяур", "неверный", "еретик"), неправильной идеолого-политической ориентации ("вольтерьянец", "контра недобитая", "либераст"), неправильной этнической принадлежности и т.п.

ГениталииВторая основная группа ругательств. Здесь оттенок табу лежит на лексике для описания гениталий, секса, сексуальных девиаций и всех смежных тем, от сферы сексуальных услуг до контрацептивов.В этой группе особенно много бывших эвфемизмов. Тут прослеживается одна закономерность: пока непристойным считается сам концепт, эта непристойность неизменно будет переходить на каждый вновь появившийся эвфемизм или кеннинг. К примеру, было веке этак в XIII в Новгородской земле мужское имя "Дрочка". Встретив его в одной из берестяных грамот, я сначала упала с кресла, потом пошла за Фасмером. И Фасмер мне сказал, что "дрочити" в интересующий меня период значило "гладить, ласкать, баловать" - и никаких вторых смыслов. Аналогично, глагол *jebti - означал "бить". Сравните современное слово "трахать", которое ещё пятьдесят лет назад сексуального подтекста не имело. Чуть длинней история у слова "хер", которое каких-то сто лет назад было совершенно невинным названием буквы "Х".Закономерность действует и в обратном направлении. По мере того, как концепт перестаёт восприниматься как оскорбительный, связанная с ним лексика либо исчезает из речи, либо переходит в разряд нейтральной. Например, группа выражений "а дулю (с маслом/с маком) не хочешь?", "шиш тебе!" и "фигушки!". Уже само наличие сразу трёх разнокорневых слов со значением "дуля" указывает, во-первых, на большую распространённость концепта, а во-вторых, на сильную нецензурность: изначально дуля была парным жестом ко всемирно известному жесту со средним пальцем; то есть, схематичным изображением женских гениталий. Есть некоторое гендерное равновесие в том что многочисленные производные "фиги" (от фигового листочка?) регулярно используются вместо аналогичных производных "хера". Стёрлась связь между жестом и женскими гениталиями, жест перестал восприниматься как табуированный, и все обозначения этого жеста перешли в разряд нейтральной лексики.Возможна и другая схема, когда меняется само отношение к концепту. Так, почти полностью утратила оттенок непристойности лексика для обозначения нижнего белья. Есть, конечно, люди, смущающиеся при слове "трусы", но, как правило, годам к десяти это проходит.

(Если я не упомянула тут иностранных слов, это не потому, что в английском и французском их нет. Просто про них я знаю меньше, чем про русские. К тому же, я честно пытаюсь быть краткой.)

ГрязьК группе генитальных ругательств примыкает группа "экскремальных". "Грязными" ругательства называют не только в русском языке. Для традиционного христианского сознания всё связанное с сексом и с плотским вообще было, в первую очередь, грязным и тленным, отсюда целый блок соответствующих эпитетов. Ну, и не только отсюда. Смерть, трупы, гниение, внутренности, грязь, нечистоты, экскременты (scatology: "shit", "merde", etc.) - это всё скучно и однотипно практически во всех культурах. (Про феодальную смертестремительность, dance macabre, я вам как-нибудь при случае расскажу, с картинками).Мне встречалось мнение, что в каждом конкретном языке, как правило, отдаётся предпочтение либо сексуальной, либо фекальной ругани. Западноевропейские языки, по сравнению со славянскими, больше тяготеют к фекальной.

Очень интересная подгруппа ругательств основана на сравнении с каким-то животным. Тоже богатейший пласт концептов, очень прочно завязанный на конкретный язык и культуру. Чаще всего народы мира сравнивали собеседников с насекомыми, особенно с червями ("жёлтый земляной червяк!"), разного рода кровососущими паразитами, а также с ядовитыми и разносящими заразу. Кроме того, популярны рептилии (змея, жаба) и некоторые млекопитающие. Выбор "ругательных" зверей гораздо сильнее разнится от культуры к культуре, чем выбор насекомых. В западной традиции, к примеру, активно не любили крыс и свиней, в то время как на дальнем востоке крысы - символ стойкости и признак богатства (всегда живут там, где есть что пожрать), а свинья - символ хорошей хозяйки. Показательна также история с кошками: Баст/Бастет - божество в Египте, а следовательно является демоном для христианского сознания. Естественным образом отношение к Бастет переходит и на кошек.Помимо этой тенденции к демонизации "враждебных" богов есть ещё одна. Практически всегда станут "ругательными" те животные, которые в данной культуре считаются нечистыми. Например, во многих (но не во всех!) культурах сюда входят падальщики.На стыке анималистической и генитальной групп лежат оскорбления, связанные с темой родства. Пространное изложение своих взглядов на родословную оппонента - один из древнейших аргументов в споре. Эта подгруппа основана на тезисе, с одной стороны, о внебрачном происхождении оппонента, а с другой - о межвидовом скрещивании. "Сын шакала", "пся крев" и прочие "сукины дети" были безмерно популярны на всём протяжении европейского и нашего феодализма.Если тематика - чисто анималистская, такая ругань тоже не входит в незензурщину в узком смысле. Но чаще всего сравнения с животными сочетают с одной из трёх базовых тем.

Образчик виртуозной ругани я когда-то здесь уже постила: письмо запорожских казаков турецкому султану. Все группы ругательств там смешаны в идеальных пропорциях, да ещё и оформлены в лучших традициях ритмической прозы, с параллелизмом однородных конструкций, с созвучиями, просто и гениально, хоть наизусть учи и декламируй.

___________________________________/почесав затылок/ Кхм. Вы не поверите. Я ведь хотела только вкратце сказать, что авторы фантастики и фэнтези совершенно напрасно переживают, когда персонаж в силу своего характера не может не материться, а автор в силу своего характера не хочет записывать. Даже если оставить в стороне проверенный метод "...сказал боцман и грязно выругался", проблема эта надуманная. Фэнтези, как правило, пишется о феодальном обществе, а в таком обществе наиболее запретной, вплоть до судебного преследования, считается ругань сакральной направленности. Достаточно исключить сексуальную группу, и ваши персонажи могут материться, сколько душе угодно, не оскорбляя слух русского цензора. На одной только анималистской группе можно выстроить целую систему ругательств, не греша против исторической правды. В разных культурах оскорбительными являются разные вещи. И даже если что-то является оскорбительным для представителей обеих культур, вовсе не значит, что оно оскорбительно для них в равной мере.Именно поэтому, кстати, "shit" и "fuck" я бы в большинстве случаев переводила как "чёрт". Ну, не используют в русском языке слово "дерьмо" как междометие. Безусловно, фразу типа "What's this shit?" логично перевести как "Это что за дерьмо?" Но возглас "Shit!" переводить как "Дерьмо!"... Кхм. Нет, я допускаю, что где-то теоретически могут быть русскоязычные люди, которые кричат "Дерьмо!", попав молотком по пальцу. Но большинство скажет "Чёрт!" или "Бля!", в зависимости от точности попадания. То же самое и с "fuck". Междометие несёт только эмоциональное значение, а не лексическое. Английское же "Fuck!", в зависимости от интонации, может значить всё то же "Чёрт!" или "Бля!". И только в очень исключительных случаях громогласный и протяжный вопль "Fuuuuuuuck!" можно перевести как "Еба-ааааааать!"

На этой оптимистической ноте разрешите откланяться. :>>>

viata.livejournal.com

Старинная намоленная Ченстоховская икона Божией Матери или Черная Мадонна. Россия, Ясногорский монастырь XIX век.

Старинная намоленная икона Черная Мадонна, Ченстоховска Матка Боска, Божия Матерь Ченстоховская или, как она названа в тропаре, «Непобедимая победа» - эта чудотворная икона почитается как величайшая святыня равно католиками и православными. Икона написана монастырскими иконописцами для паломников, приходивших поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы, находящемуся в Ясногорском монастыре - полное название Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской. Икона написана "по золоту" на кипарисовой доске размером: 30х22,5 см и помещена в киот-витрину, закрытую музейным ультра-прозрачным и предотвращающим выгорание живописи стеклом. Размер киота: 32,1х24,5х3,5 см. Икона в отличном коллекционном состоянии. Икона не требует никаких дополнительных работ или реставрации, полностью готова к размещению в красный угол или коллекцию.

Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

О чудотворной иконе Ченстоховской Божьей матери можно писать бесконечно долго. Всех чудес и исцелений не перечислить, людей, которые могут рассказать о своем личном чуде, явленном им по молитвам к Ченстоховской иконе, вы найдете тоже бесконечно много во всём мире. Особая благодать дана Господом Ченстоховской иконе Богородицы. Владычице Ченстоховской надо молиться о спасении Святой Руси и даровании Православного Царя. «Русского Православного Царя будет бояться даже сам антихрист. При антихристе будет Россия самое мощное Царство в мире. А другие все страны, кроме России и славянских земель будут под властью антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в священном писании», — предсказывал прп. Лаврентий Черниговский.

Черная Мадонна, Ченстоховска Матка Боска, Божия Матерь Ченстоховская или, как она названа в тропаре, «Непобедимая победа» - эта чудотворная икона почитается равно католиками и православными. По преданию, написал её евангелист Лука в Иерусалиме на доске из стола, за которым собиралось Святое Семейство. Во времена гонений на ранних христиан те прятали икону в пещерах, где скрывались сами, подвергая смертельной опасности свои жизни. Святая Елена, которая обрела Крест Христов при поездке в святые места спустя два с половиной века, получила эту икону в дар и привезла её в Константинополь, где установила икону в часовне в царском дворце. Там святой лик простоял пять веков. Впоследствии в конце XIII века с великими почестями образ был перевезен на Русь двоюродным братом Александра Невского, князем Перемышльским, Холмским, Галицким и Волынским - Львом Даниловичем. Святыня уже тогда славилась великими чудесами.После того как земли западной части Украины отошли Польше, князь Владислав Опольский обратился за помощью к чудесному образу во время осады замка Белз татарами. Князь вынес образ на стену замка и на татар спустилось густое неведомое облако. Те, перепугавшись, вынуждены были ретироваться.Во сне Владислав увидел образ Богородицы, которая просила его перенести икону в окрестности Ченстохова и поместить на Ясную гору. Следуя указанию Девы Марии, князь вывез икону в указанное ему свыше место в 1382 году. С тех пор и до сего дня Ченстоховская икона Божьей Матери находится там.Ученые высказывают разные мнения на счет происхождения иконы и её возраста. Некоторые специалисты утверждают даже, что икона переписана, а оригинального слоя вовсе не осталось: таким образом, это копия, а не оригинал. Сам факт обновления иконы в средние века никто не отрицает, в специальной книге монастыря паулинов сохранилось подробное описание этого процесса. Оттуда же черпаются и сомнения: во время реставрации темперная краска никак не могла лечь на ту, которой была написана икона. Из-за неудач предыдущий слой пришлось снять. Но все сомнения развеивает тот факт, что многовековая череда чудес, происходящих от иконы, не прервалась ни разу. Снятие слоя краски было не столь существенным по сравнению с действиями гуситов, напавших на монастырь в средние века. Они разбили монастырь и начали вывозить из него все имевшиеся ценности, в том числе и Ченстоховскую Богоматерь. Однако повозка с награбленным не тронулась с места. Лошади встали как вкопанные. И тогда один из захватчиков, поняв, что это чудо творимое иконой, бросил её оземь и нанес по ней удары саблей. Наказание не заставило себя ждать. Злодей и его соратники попадали замертво. С тех пор на лике Богородицы видны два глубоких пореза. Их оставили в память о чуде и в назидание тем, кто попробует повторить действия грабителей.Неиссякаемый потокМонастырь на Ясной Гуре по своей значимости для Польши по значимости можно, наверное, сравнить с Троице-Сергиевой Лаврой – величайшим православным храмом России. Так велик поток верующих, ищущих чуда от Ченстховской Божьей Матери, и так велико число тех, кто это чудо получает. Поэтому паломнические поездки, а иногда и пешие путешествия через всю Польшу на Ясную Гуру, - это почитаемая в Польше традиция. «Matko Bosko Czestochowsko!» - можно услышать по всей Польше, не взирая на пол и возраст. Имя Ченстоховской Богоматери на устах у всех.В 1991 году, чтобы увидеть Иоанна Павла II, сюда приехали тысячи католиков и православных из СССР. Это стало одним из символов падения «Железного занавеса».Ченстоховская икона притягивает к себе не только католиков и православных, но и представителей других конфессий. Монахов-паулинов это ничуть не удивляет. Так происходит уже давно. Люди получают то, что просят у Божьей Матери, а путь к ней всегда и для всех открыт. Есть случаи, когда убежденный атеист, наркоман, вор и распутник вставал на путь веры, увидев икону. Известно, что однажды один такой человек приехал с друзьями совершенно по другому поводу – просто погулять и повеселиться. Кто-то предложил «просто пойти посмотреть». Они попали как раз к тому моменту, когда начиналась традиционная торжественная церемония открытия иконы для обозрения верующих. И в момент того, как молодой человек увидел образ Богоматери, он не смог сдержать слез. Он плакал. После церемонии он со страхом, но все же пошел на исповедь, а когда вышел, позвонил своей матери и попросил прощения за всё горе, которое он ей причинил своим поведением (до этого женщина даже хотела уйти из дома из-за асоциального поведения сына!) Этот парень теперь нормальный человек. Воровство сменилось на работу, наркотики сами собой ушли из жизни.ЧудесаТаких чудес – великое множество. Люди записывают их в специальную книгу, посвященную деяниям чудотворной иконы. Пополняемая уже 6 веков книга содержит тысячи свидетельств. Запись в ней производится под крестным целованием и является свидетельством перед Богом и людьми.Вот только несколько примеров чудес:Одна молодая пара безуспешно лечилась от бесплодия в различных медучреждениях Польши. Но ребенка зачать им не удавалось. Врачи сказали, что надежды нет. Видя их страдания, их бабушка посоветовала съездить к Ченстоховской иконе. Каково же было удивление врачей, когда женщина пришла на обследование, имея несколько недель беременности. Зузя родилась на свет 4 января 2012 года, а её прабабушка написала об этой истории в книге.«Богоматерь часто поддерживает семьи, заслужила титул Королевы Семей», - говорит монах-паулин отец Мельхеор Крулик. Уже много лет он отвечает за ведение вышеупомянутой книги чудес.2010 год. 7 марта в книге появилась запись Эвелины Цесляр. Американские врачи давали женщине максимум две недели жизни после того, как её организм, съедаемый болезнью, перестал воспринимать пищу и даже воду. Она находилась в состоянии критического истощения, но ни её парень Барек Махник, ни её друзья не оставили её и продолжали молиться, хоть надежда была угасающей.- «Я обычный человек и девушка далекая от экзальтированности, но там, в Америке, когда священник пришел по сути на мою последнюю исповедь, я вдруг услышала голос, который сказал: «Теперь не бойся, дитя, все образуется!» Я почему-то решила, что это голос Богоматери Ясногурской и Она зовет меня к себе,» - пересказывает рассказ девушки монах. Девушку срочно отправили в Польшу. Перед иконой Богородицы произошло полное излечение. Есть соответствующие материалы обследования, подтверждающие это. А годом позже, 5 мая 2011 года, Эвелина приехала уже с мужем и с их ребенком под сердцем, как раз чтобы засвидетельствовать это происшествие.Одному из наиболее известных случаев уже 35 лет. Янина Лях, тогда 29-ти летняя мать двоих детей в течение вот уже 5-ти лет не могла перемещаться без помощи костылей. Ей присвоили 1-ю группу инвалидности с правом опеки над ней. Более 60 страниц медицинского заключения подтверждали плачевное состояние пани Янины. После многолетнего обследования ей был поставлен страшный диагноз - рассеянный склероз, который грозил женщине слепотой и полным параличом. Муж спился и ушел из дома. Женщина отчаялась, она в молитве к Ченстоховской Божьей Матери просила смерти для себя, чтобы не мучить детей, чтобы Богородица позаботилась о них. Во сне Дева Мария сказала ей, чтобы та приехала на Ясную гуру 28 января 1979 года. Янина поехала, как обычно, с костылями, с трудом перемещая ноги. Подойдя к Ченстоховской иконе, она вдруг почувствовала, что стоит. Попробовала сделать шаг – получилось... Костыли пани Янины так и остались в монастыре среди прочих других оставленных в разное время свидетельств исцелений. Трое разных врачей обследовало пани Ядвигу. Их удивлению не было предела. Пять раз после этого она ходила в пешее паломничество из Варшавы на Ясную гуру. Была она тут и в этом году – 28 января…Мельхеор Крулик подчеркивает: интересным является тот факт, что не сама Ясная гура как намоленное место творит чудеса, а именно икона. Ведь масса свидетельств привезена людьми со всех концов света. Люди с верой обращались к Ченстоховской Богородице и с ними происходили вещи, объяснимые только чудом.Польская королеваОна королева душ людей. К Ней никогда не иссякает поток верующих. Она - покровительница и заступница Польши. В XVII веке шведский король Карл Х Густав, захватив почти всю Польшу, потерпел поражение под Ченстоховским монастырем на Ясной гуре. Помощь Царицы Небесной подняла моральный дух поляков и они смогли разбить шведов и выгнать их из страны в 1656 году. Король Ян Казимир, по возвращении во Львов, обнародовал манифест, по которому вручал Польшу покровительству Божией Матери, называя Ее Ченстоховский образ «Польской Королевой». Героическая оборона Ченстоховского монастыря и то, как эту оборону видели осаждающие монастырь шведы, мы находим у Генрика Сенкевича в его произведении «Потоп». Стойкость и вера защитников монастыря деморализовали врага.О чудотворной иконе Ченстоховской Божьей матери можно писать бесконечно долго. Всех чудес не перечислить, людей, которые могут рассказать о своем личном чуде, явленном им по молитвам к Ченстоховской иконе, вы найдете тоже бесконечно много во всём мире. И не просто так её именуют Королевой Польши. Она и в самом деле ею является, живя в сердце миллионов поляков и христиан всего мира.

Отрывок из произведения Генрика Сенкевича "Потоп":«На следующий день пополудни рев пушек снова заглушил все иные голоса. Шанцы сразу окутались дымом, земля содрогалась; по-прежнему летели на крышу костела тяжелые ядра, и бомбы, и гранаты, и факелы в оправе из труб, которые лили потоки расплавленного свинца, и факелы без оправы, и канаты, и пакля. Никогда еще не был так неумолчен рев, никогда еще не обрушивался на монастырь такой шквал огня и железа; но не было среди шведских пушек той кулеврины, которая одна могла сокрушить стену и пробить бреши для приступа.Да и так уже привыкли защитники к огню, так хорошо знал каждый из них, что должен он делать, что оборона и без команды шла обычным своим чередом. На огонь отвечали огнем, на ядро — ядром, только целились лучше, потому что были спокойны.Под вечер Миллер выехал посмотреть при последних лучах заходящего солнца, что же дал этот штурм, и взор его приковала башня, спокойно рисовавшаяся в небесной синеве.— Этот монастырь будет стоять до скончания века! — воскликнул он в изумлении.— Аминь! — спокойно ответил Зброжек.»Молитвы перед Ченстоховской иконой Божией Матери

Так как Ченстоховская икона почитается христианами и католической, и православной церквей, мы приводим несколько версий молитвы перед иконой Ченстоховской Божией Матери. В православном каноне кроме молитвы имееются также тропарь и ин тропарь (ин - другой тропарь). Католические молитвы к Матке Боской Ченстоховской мы приводим на польском языке и даём их перевод на русский язык.Православная традиция

Тропарь, глас 4Непобедимая Победо, / Владычице Ченстоховская, / древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, / будущаго спасения Хранительнице, // покаянием соделай ны новыя грядущему Царю.

Ин ТропарьКо иконе твоей, Пречистая Госпоже, бедствовавшии с верою притекше, заступлением Твоим избавитися от злых, но яко Матерь Христа Бога, и нас свободи от лютых обстояний, временых и вечных, да зовем Ти: радуйся Владычице, Ченстоховская похвало!

Молитва Божией Матери пред образом Ея «Ченстоховским»О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящиеся Тебе и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего упования своего тощ и посрамлен в надежде своей; но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужди и потребе своей, во спасение души и во здравие телу. Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердая Мати, Благочестивейшего грядущаго Государя Императора нашего и весь царствующий дом его; отжени от Него молитвами Твоими всякаго врага и супостата, утверди житие его в мире и тишине, да и мы вси тихое и безмолвное житие поживем во всяком благе, благочестии и чистоте; удержави царство Его во еже быти ему Царству Христову; управи пути и советы Его, да возсияет во днех Его правда и множество мира, да возрадуется сердце его и сущих в державе Его, яко сердце отца о чадех своих веселящегося; на сопротивныя же и лукавнующия в сердцах своих поели пред лицеем Его трепет, да поне страхом вразумятся и престанут от лукавств своих и противлении, творяще волю Его, яко пред Богом, от души и совести благия. Моли, Милосердая Владычице, пренебеснаго Бога, да присно церковь свою святую соблюдет, вышним своим благословением архиереев наших православных укрепит, миром оградит и святей своей церкви целых, здравых, честных, долгодействующих и право правящих слово своея истины дарует, от всех же видимых и невидимых врагов со всеми православными Христианы милостивно избавит и во Православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохранит. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением; милостиваго Твоего заступления на все царство наше Всероссийское, царствующия грады наша, град сей и святой храм сей, - и излей на ня богатыя Твоя милости, Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, притекающих зде ко святей иконе Твоей сей, услыши воздыхания и гласы, ими же раби Твои молятся во святем храме сем. Аще же и иноверный, и иноплеменник, идя и проходя зде, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбие и милостивно соделаи, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави. Отпадшия от благочестивый веры обрати и паки сопричти святей Твоей Православней кафолической церкви. В семействах людей всех и во братии нашей мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отрочество настави, мужество умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждая ны выну от всякаго зла благостию Твоею и утеши милостивным Твоим посещением и всех благодеющих нам. Даруй же, Благая, земли плодоносив, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и бла-гопотребныя, всемощным своим предста-тельством пред Всесвятою Живоначальною Троицею, купно со святыми избранными угодниками Ея Кириллом и Мефодием. Прежде отшедшия отцы и матери, братия и сестры наша, и вся от лет древних припадавшия ко святей иконе Твоей сей упокой сел ениих святых, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, и деже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагоеловенная Дево, и даруй христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Тайн причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь. http://polomedia.ru

www.1939.ru

ченстоховский - определение - русский

Пример предложения с "ченстоховский", памяти переводов

Common crawlМалопольская возвышенность, а особенно часть этого массива - Краковско-Ченстоховская гряда с известковыми скалами юрского периода, может гордиться необычайно эффектным рельефом, состоящим в основном из карстовых пород.ProjectSyndicate«Или мы, ‐ говорил он, ‐ или Матка Боска Ченстоховска (Черная Мадонна)».Common crawlЭто, прежде всего, Закопане, восхитительный курорт у подножья Татр - самых высоких польских гор, и окружающий его особый регион Подгале (Подхале), известный глубоко укоренившейся тут культурой местных горцев. Около 4 миллионов человек ежегодно посещает Ченстохову - крупнейший центр паломничества в Польше, чтобы помолиться у чудотворной иконы Богоматери Ченстоховской в святом для католиков месте Ясна-Гура.Common crawlИменно поэтому самое многочисленное скопление летучих мышей в Польше наблюдается в пещерах Краковско-Ченстоховской возвышенности.OpenSubtitles2018.v3Ян Павел II обратился к Ченстоховской Божией Матери молитвой в следующих словах:PELCRA PolRus– Повторяю, что отряд, с которым некоторые из вас имели честь принимать участие в стычке под Тарновскими Горами, взял в плен графа Генкеля, ландрата[450] из Тарновиц, и как заложника за пана Мерошевского и пана Семенского доставил в ченстоховскую крепость.Common crawlИнтересно, что икону Матери Божьей Ченстоховской, подаренной железнодорожниками из Ченстоховы, а также красивейшую икону, изображающую покровительницу церкви, пожертвовал Владимер Дебиль (Włodzimierz Diebil).Common crawlЛетом Краковско-Ченстоховскую гряду штурмуют скалолазы: известковые скалы как нельзя лучше годятся для занятий этим видом спорта.Common crawlЗначительную территорию Краковско-Ченстоховской гряды занимает комплекс Орлиных Гнезд, - парков исторического ландшафта с руинами замков, служивших крепостями во времена Казимира Великого (XIV в.).Common crawlЧенстохова славится, прежде всего, святым местом под названием Ясна-Гура, уникальным комплексом XIV в. святынь и монастыря паулинов, и находящейся в нем чудотворной иконе Богоматери Ченстоховской, называемой также Черной Мадонной.Common crawlВ 1988 г. по случаю навещения г. Торуни Чудесным Образом Божей Матери Ченстоховской, хор вместе с торуньским камерным оркестром принимал участие в концерте марийной песни.PELCRA PolRusДобыли его главным образом в ченстоховском арсенале.PELCRA PolRusВоенным судом, который тут же собрался, они были приговорены к продолжительным тяжелым работам в кандалах, к заключению в Ченстоховской крепости.UN-2Приглашенный докладчик из Ченстоховского технологического университета (Польша) рассказал об экологической допустимости сжигания угля на крупных энергетических установках.Common crawlЭто идеальное место для полной разрядки и отдыха. Представляет собой превосходную отправную базу для любителей походов по ностальгическому краю лесов, для обозревания неповторимых, незабываемых пейзажей белых известняковых скал или руин замков на туристическом маршруте ŤОрлиные гнездаť, который является одним из наиболее привлекательных мест в Польше, расположенных в Краковско-Ченстоховской юре.Common crawlСтоит добавить, что территория, через которую проходит Путь Орлиных Гнезд - это Краковско-Ченстоховская гряда юрского периода, что территория, через которую проходит Путь Орлиных Гнезд - это Краковско-Ченстоховская гряда юрского периода, излюбленный район скалолазов.Common crawlГлавными элементами системы заселения в Силезском воеводстве являются городские агломерации: Верхнесилезская — имеющая европейское значение, а также Бельская, Ченстоховская и Рыбницкая-имеющие национальное значение.Common crawlОттуда начинаются туристические маршруты на триасовые скалы Юры Краковско – Ченстоховской и маршрут так назвыаемых „Орлиных Гнёзд” – укреплённо-защитных замков происходящих из XIV и XV веков.

Показаны страницы 1. Найдено 19 предложения с фразой ченстоховский.Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Будьте осторожны.

ru.glosbe.com

"Матка Боска Ченстоховска" Польша.

   Честохова - религиозный центр, центр паломничества к иконе "Чёрная Мадонна" Чёрная Мадонна была написана в Назарете св Лукой Евангелистом Портрет Пресвятой Мадонны св Лука написал на столешнице в доме святого семейства Во время писания этой картины Пресвятая Мария рассказала Луке о жизни своего сына. Традиция приписывает св Луке три портрета Пресвятой Мадонны.

   История иконы покрыта туманом мистики и загадок

   326 - св Елена, мать византийского императора Константина Великого, нашла оную икону в Иерусалиме. Император велел построить в Констанитинополе храм и поместил в нём картину Пресвятой Мадонны Столетия спустя икону заприметил некий русский князь, служивший в гвардии византийского императора. Каким-то неведомым образом икону подарили этому русскому князю, и он вывез её на родину. На Руси эта икона была почитаема. весьма и весьма.

  1382 г икона Пресвятой Мадонны попала к князю Владиславу Опольчику (Опольскому). Он же вывез её в Польшу, в Ченстохову, и отдал её в основанный им, монастырь "Ясна Гура" монахам-паулинам (1384). Комплекс окружён мощными крепостными стенами и рвом.

   1430- на монастырь напали гуситы Агрессор дважды ударил саблей по лику Мадонны, и тут же в страшных корчах упал на пол и скончался. Сабельные шрамы до сих пор видны на лике иконы.

 1655-1669- во время Потопа, шведы осадили монастырь, но не смогли его взять. Пресвятая Мадонна и здесь оказала своё покровительство. Началось освбождение Польши от шведов. Пан круль Ян Казимеж назвал икону "Польскою королевою"

  1702 и в 1704 шведы вновь безуспеха осаждали монастырь

  1920 г, когда Красная Армия стояла у ворот Варшавы, многие люди отправились в Ченстохову просить Чёрную Мадонну (чёрная она от копоти жжения молебенных свечей) о заступничесвте Ойчины. И свершилось чудо на Висле.

 В 80-х годах Лех Валенса вшил в свой пиджак образок Чёрной Мадонны

  В 1979, 1983 и в 1991 папа римский Иоанн Павел Второй молился перед иконой

Первая комуния - первое причастие имеет важное значение в жизни каждого католика

 

 C видеоклипом можно познакомиться по адресу

 Поздравляю всех с Рождеством

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

myotpusk.mirtesen.ru

матка боска перевод — advODKA.com

1  mail.ru 190 000 да 8 да 7 228 974 15 700 000 Ответы@Mail.Ru: что означает выражение : "Матка боска" ••• что означает выражение : "Матка боска". Рудольф Торт Ученик (108), закрыт 4 года назад.
2  glosbe.com 160 6 114 446 29 800 Matka Boska Częstochowska - перевод - Польский-Русский... перевод и определение "Matka Boska Częstochowska", польский-русский Словарь онлайн. Перевод на русский: HeiNER-the-Heidelberg-Named-Entity
3  glosbe.com 160 6 114 446 29 800 Matka Boska Częstochowska - перевод - Польский-Русский... Пример предложения с "Matka Boska Częstochowska", памяти переводов. add example.
4  trworkshop.net 350 да 4 да 11 031 2 700 Анекдоты для и про переводчиков - Энциклопедия... Я пришлю вам перевод без пробелов. Война. Военный переводчик ведет допрос военнопленного. ... Матка боска, то тут одни курвы!».
5  wikipedia.org 97 000 да 9 да 3 695 401 18 800 000 Остробрамская икона Божией Матери — Википедия Matka Boska Ostrobramska, белор. ... Молитва, ежедневно читаемая в часовне перед иконой Остробрамской Божьей Матери, в переводе с польского языка
6  yablor.ru 1 200 да 3 128 631 26 700 Курва матка боска </> Курва матка боска. Вообще в Польше хорошо. Там живут правильные глубоко религиозные граждане, которые с пеленок изучают Закон Божий.
7  teksty-pesenok.ru 190 4 207 418 73 200 Текст песни Zbigniew Ksiazka - Matka Boska Jagodna перевод # Текстов песен и переводов: 1960646 Исполнителей: 36887. Текст песни Zbigniew Ksiazka - Matka Boska Jagodna. Matko Boska Jagodna Matko Boska Jagodna To ty...
8  academic.ru 5 000 да 7 да 1 347 750 2 850 000 Matka Boska Bolesna — с польского на русский Переводы. Книги. Перевод: с польского на русский. с русского на польский. ... statek \matka мор. судно-матка. + 2. królowa.
9  polomedia.ru 30 0 688 380 Королева Польши: Ченстоховская икона Божьей матери... Католические молитвы к Матке Боской Ченстоховской мы приводим на польском языке и даём их перевод на ... - Matko Boska Częstochowska, Zwycięska Królowo Polski!
10  ozali.org 20 4 да 69 0 Matka Boska :: Польский перевод - русско-польский... перевод слова 'Matka Boska' в русско-немецком словаре. ... TransDictum. К сожалению, польско-русский перевод слова. Matka Boska. не найден.
11  revoltp.livejournal.com 50 3 8 0 Amor vincit omnia - "Матка Боска" errare homini est. "Матка Боска". ... (подстрочный перевод) Если нас Богоматерь не защитит, То что случится с этим народом?
12  georghram.ru 10 1 172 10 Зачем православным Матка Боска Ченстоховска... Да и название иконы Ченстоховская ( в переводе с польского «часто скрывающаяся») уж очень подходит к непритязательной ситуации...
13  lyudi-knigi.livejournal.com 30 2 9 0 "Матка Боска Острабрамска, Ченстоховска..." - Люди Книги... Ужасно удивилась, когда от поляков узнала, что, оказывается, тирада "Матка Боска Ченстоховска" - это ругательство.
14  lyricstranslate.com 180 4 да 60 612 8 100 Текст песни Bogurodzica + перевод на Транслитерация Перевод текста песни 'Bogurodzica' исполнителя Worship Songs с Польский на Транслитерация. ... Matko Boska, Dziewico Błogosławiona Maryjo Twojego syna, Pana...
15  liveinternet.ru 42 000 да 7 да 1 467 885 709 000 Королева Польши - Матка Боска Ченстоховска.... Езус Христос... Матка боска Острабрамска, Ченстоховска... - бормочет Юзефа. Это она призывает мне в помощь всех небесных заступников...
16  artofwar.ru 1 400 да 6 да 3 250 1 200 Матка боска Ченстоховска Матка боска Ченстоховска. "И вот разведчики сообщили, что эсэсовцы заминировали монастырскую церковь, заложив под нее огромный заряд взрывчатки с...
17  classes.ru 750 5 да 180 159 168 000 matka (matka перевод) « Польско-русский словарь (online... + перевод matka на русский язык в словаре Универсальный польско-русский словарь.
18  vginekolog.ru 120 2 8 458 2 000 Матка боска! Не запускайте миому, тогда ничего... Матка боска! Не запускайте миому, тогда ничего не придется удалять. Двадцать лет назад диагноз «миома» был приговором для многих женщин, так как означал удаление матки.
19  litsovet.ru 1 200 да 4 5 389 880 Литсовет: "Матка Боска - силуэт смерти", Оберон Д. А. Матка боска, матка боска... "неужели ты, полячина х**ва, ничего другого сказать не можешь?'' - кричал фриц уже часа четыре...
20  english-polish-dictionary.com 0 0 771 10 польский-английский перевод:: matka boska :: словарь Слово «matka boska» может иметь следующие грамматические функции ... Мы нашли следующие английский слова и переводы для «matka boska»

advodka.com